Создание современной и качественной инфраструктуры - дорог, больниц, школ, коммунальных сетей - экономически сложный и длительный процесс, особенно, когда такие проекты реализуются с участием частных инвесторов. Необходимо не только просчитать затраты на проект, но и учесть интересы всех участников – публичной стороны, инвестора и в некоторых случаях финансирующей организации.
При этом при разработке финансовой модели проекта важно просчитать варианты возврата вложенных инвестором средств с учетом возможностей бюджета и покупательского спроса. Если в одних случаях мы можем говорить, что частный партнер сможет «отбить» деньги на сборе платы c конечных потребителей, то в других - необходима полная или частичная компенсация из бюджета.
Далее подробнее остановимся на классических способах возврата частных инвестиций, применяемых в проектах ГЧП:
Прямой сбор платы
Такой механизм финансирования подразумевает, что инвестор собирает плату напрямую с потребителей и за счёт этого возвращает понесенные в рамках проекта расходы. В качестве примера таких проектов можно назвать платные дороги и переезды, аэропорты, спортивные объекты. В проектах в сфере здравоохранения проектами с прямым сбором платы считаются те, в которых доходы частной стороны формируются за счёт оказания платных медицинских услуг и средств фонда ОМС исходя из количества пациентов.
Минимальный гарантированный доход
Публичный партнер и инвестор на этапе заключения соглашения могут договориться о минимальном доходе частной стороны, который будет гарантирован государством. Если этот показатель не будет достигнут, недостающую сумму инвестор получит из бюджета. В то же время, если доход превысит запланированный, то частный партнер обязуется передать сверхприбыль государству.
Плата за доступность
Использование механизма «Плата за доступность» предполагает, что инвестор будет получать фиксированные выплаты на создание и эксплуатацию инфраструктурного объекта от публичного партнера. Такой платеж может покрывать как часть затрат на строительство, так и операционные затраты, идти на погашение кредита или составлять прибыль инвестора.
- Плата концедента - выплаты инвестору со стороны публичного партнера в концессионных соглашениях.
- Капитальный грант - выделяемые из бюджета средства, призванные компенсировать часть затрат на создание или реконструкцию объекта инфраструктуры.
- Инвестиционный платеж - платежи, которые инвестор получает от публичного партнера после завершения строительных работ, чтобы покрыть часть уже понесенных расходов. Чаще всего, эти средства используются для погашения банковских кредитов.
Таким образом, существуют различные способы возврата средств инвесторов, вложенных в реализацию инфраструктурных проектов. Любой из описанных механизмов требует тщательных расчётов, прогнозирования и анализа возможных рисков, а также он должен соответствовать созданной финансовой модели.
Финансовая модель – это инструмент оценки эффективности проекта. Она создается на начальных этапах планирования и подготовки проектов и включает в себя сценарии реализации проекта, операционные показатели и ключевые результаты, инвестиционные программы и другие параметры. Как правило, модель представляет собой расчётный файл в формате Excel. Основными целями модели являются: оптимизация структуры финансирования, оценка инвестиционной привлекательности, оценка рисков проекта.
Для тех, кто хочет научиться самостоятельно читать, анализировать и готовить финансовые модели инвестиционных проектов, 25-27 ноября 2020 года в Москве пройдёт программа повышения квалификации «Финансовое моделирование в проектах ГЧП: практические аспекты».
В течение трех дней вы будете работать над учебной финансовой моделью в сопровождении экспертов. По результатам программы вы заберете созданный расчётный файл с собой и сможете использовать его в своей профессиональной деятельности в дальнейшем.
Подробности участия: https://rosinfra.ru/academy/program/finansovoe-modelirovanie-v-proektah-gcp-prakticeskie-aspekty2
Больше новостей, аналитики и экспертных мнений в нашем телеграм-канале!