Найти в Дзене
Айкидо и Япония

Японские воинствующие монахи акусо

Продолжу рассказ о "третьем воинском сословии" Японии - воинствующих монахах акусо. Столкновения между монахами разных монастырей происходили в основном из-за спорных земельных наделов или в стремлении усилить влияние на прихожан за счёт принижения соседнего монастыря. Нередко такие стычки завершались взятием монастыря-соперника и его сожжением.

Начиная с конца Х века стычки и сражения между монастырями стали набирать обороты. Дошло до того, что монастыри начали заключать друг с другом союзы, объединяясь против враждебного монастыря. Например, в 1081 году такой союз был заключён монастырём Миидэра и монастырём Энрякудзи. Союзники обрушились на монахов монастыря Кофукудзи, которые, справедливости ради надо сказать, первыми напали на монахов Миидэра.

Подобные союзы не отличались ни прочностью, ни долговечностью. Не прошло и года, как союзники Миидэра и Энрякудзи перессорились и схватились между собой. В результате монастырь Миидэра снова был сожжён. Воодушевившись победой, в 1113 году акусо из Энрякудзи обрушились на храм Киёмидзу (им не понравилось что-то в процедуре выборов тамошнего настоятеля). И снова - стычки, грабежи, пылающие святилища и мародёрство. Монастыри воевали практически постоянно, остаётся лишь удивляться, где акусо брали время на те занятия, которые приличествуют монахам - чтение сутр, молитвы и наставления верующих.

Акусо, XI век. Фрагмент иллюстрации Вейна Рейнольдса к книге Стефана Тёрнбулла "Японские воинствующие монахи 949-1603".
Акусо, XI век. Фрагмент иллюстрации Вейна Рейнольдса к книге Стефана Тёрнбулла "Японские воинствующие монахи 949-1603".

Император и правительство с возрастающей тревогой наблюдали за всем этим беспределом из Киото. Когда в 1081 году разразилась очередная "локальная война" между монастырями Миидэра и Энрякудзи, и до императора дошли слухи о том, что монахи уже откровенно собирают внушительных размеров армию, его терпение лопнуло. Он распорядился отправить для усмирения зарвавшихся священнослужителей воинское подразделение пехоты. Монахи обоих монастырей слегка удивились - "гляди-ка, тут кто-то третий нам мешает выяснять отношения!" - и быстренько объединились между собой, планируя поход уже на Киото.

Такая наглость вкупе с демонстрацией силы заставила императора срочно принимать более серьёзные меры: на помощь был вызван клан Минамото Ёсииэ. Сёгун распорядился, чтобы самураи укрепили город и ждали нападения. Подумав и оценив соотношение сил, монахи раздумали штурмовать столицу и вернулись в свои монастыри.

Спустя одиннадцать лет, в 1092 году Минамото снова пригласили ко двору, поскольку монахи снова собрали войска и двинулись на столицу. И снова акусо отступили, оценив силы Минамото.

На протяжении двух столетий монахи регулярно приходили к императору с оружием, выдвигая различные требования, которые, как правило, касались вопросов земельных наделов, налогов и пожертвований, а также претензий к соседним монастырям.

Современные историки полагают, что даже период возвышения военных кланов в стране Восходящего солнца - результат воинственного поведения монастырей: их агрессивность по отношению к правительству вынудили императоров озаботиться защитой в лице самураев.

Император Сиракава говорил: "Несмотря на то, что я - правитель Японии, существуют три вещи, мне не подвластные: водопады реки Камо, игральные кости и монахи на горе Хиэй".

___________________________________________________________________________

Приведённый текст имеет подтверждённую уникальность

Первая часть рассказа о воинствующих монахах в Японии - здесь.