Найти тему
ACEX ACEX

INCOTERMS 2020: ОБНОВИТЬ НЕЛЬЗЯ СОХРАНИТЬ

Международные торговые правила Incoterms были впервые разработаны в 1936 году с целью упрощения проблем коммуникации, связанных с международной торговлей.

За 83 года жизнь не раз «потрепала» сборник: поправки в Incoterms вносились в 1953, 1967, 1976, 1980, 1990, 2000 годах и, в настоящий момент, пользователи черпают необходимую информацию из версии 2010 года, в ожидании новой редакции Incoterms 2020.

Разберемся, что свод грядущий нам готовит.

Вы какого роду-племени будете?

Incoterms – так принято называть международные правила, оформленные в формате словаря, что обеспечивают четкое толкование наиболее широко используемых торговых терминов в области внешней торговли частного характера, прежде всего относительно места перехода ответственности от продавца к покупателю и распределения расходов и обязанностей, связанных с организацией доставки товара.

Структура действующего Incoterms 2010 содержит 11 базисов поставок, обозначенных трехбуквенной аббревиатурой, где первая буква указывает на точку перехода обязательств от продавца к покупателю:

D – у покупателя (англ. arrival).E – у места отправки (англ. departure);
F – у терминалов отправления основной перевозки, основная перевозка не оплачена (англ. main carriage unpaid);
C – у терминалов прибытия основной перевозки, основная перевозка оплачена (англ. main carriage paid);

А кто виновник торжества?

Incoterms 2020 разрабатывается Комитетом экспертов, в который впервые в истории вошли представители Китая и Австралии. Междисциплинарная Рабочая группа по подготовке Incoterms 2020 в России начала свою деятельность в январе 2018 года, через два года после международной. В состав группы нет ни одной логистической, экспедиторской или транспортной компании. Также к обсуждению нового Incoterms не были приглашены представители страховых компаний. При этом, по имеющимся данным, помимо CIP и CIF, в 2020 будет введено дополнительное правило «Cost and Insurance» – CNI.  К тому же не стоит забывать о некоторых различиях взглядов логистов и представителей банков на терминологию, используемую при транспортировке груза. Однако, несмотря на все слухи и предположения, содержание нового Incoterms мы узнаем лишь в конце 2019 года – после его официальной публикации.
Incoterms 2020 разрабатывается Комитетом экспертов, в который впервые в истории вошли представители Китая и Австралии. Междисциплинарная Рабочая группа по подготовке Incoterms 2020 в России начала свою деятельность в январе 2018 года, через два года после международной. В состав группы нет ни одной логистической, экспедиторской или транспортной компании. Также к обсуждению нового Incoterms не были приглашены представители страховых компаний. При этом, по имеющимся данным, помимо CIP и CIF, в 2020 будет введено дополнительное правило «Cost and Insurance» – CNI.  К тому же не стоит забывать о некоторых различиях взглядов логистов и представителей банков на терминологию, используемую при транспортировке груза. Однако, несмотря на все слухи и предположения, содержание нового Incoterms мы узнаем лишь в конце 2019 года – после его официальной публикации.

Зачем менять то, что работает?

Основной причиной пересмотра Incoterms служит необходимость адаптации правил к современной коммерческой практике. Так, например, в редакции Incoterms 1990 года статьи, касающиеся обязанности продавца по предоставлению доказательств поставки, позволили заменить бумажную документацию электронными сообщениями (EDI), если стороны договорились об осуществлении электронной связи. Нет необходимости говорить о том, что специалистами постоянно прилагаются усилия по совершенствованию текста Incoterms для облегчения их практического применения.

Ожидается, что новые правила Incoterms 2020 будут опубликованы в последнем квартале 2019 года, одновременно со столетием Международной торговой палаты, а вступят в силу 1 января 2020 года. По предварительным данным предполагается внесение следующих изменений:

Исключение терминов EXW и DDP

Следует начать с того, что эти понятия противоречат новому Таможенному кодексу Европейского Союза (принят 1 мая 2016 года), поскольку ответственность экспортеров и импортеров наступает после проведения таможенной очистки экспорта и импорта. Кроме того, термин EXW возлагает на продавца минимальные обязанности, а термин DDP – максимальные. Однако он не может быть применим, если продавец прямо или косвенно не может обеспечить получение импортной лицензии. В то же время в Incoterms 2020 взамен термина DDP будет, предположительно, введено два новых правила:
Следует начать с того, что эти понятия противоречат новому Таможенному кодексу Европейского Союза (принят 1 мая 2016 года), поскольку ответственность экспортеров и импортеров наступает после проведения таможенной очистки экспорта и импорта. Кроме того, термин EXW возлагает на продавца минимальные обязанности, а термин DDP – максимальные. Однако он не может быть применим, если продавец прямо или косвенно не может обеспечить получение импортной лицензии. В то же время в Incoterms 2020 взамен термина DDP будет, предположительно, введено два новых правила:
  • DTP (Delivered at Terminal Paid): базис поставок, который будет использоваться в случаях, когда товар доставляется в терминал (порт, аэропорт, транспортный центр и т.д.) в стране покупателя, а продавец принимает на себя уплату таможенных пошлин.
  • DPP (Delivered at Place Paid): базис поставок, предполагающий доставку товара в любое место, кроме транспортного терминала (например, по адресу покупателя), и продавец берет на себя оплату таможенных пошлин.

Исключение термина FAS

FAS (Free Alongside Ship) – мало используемый и крайне схожий с FCA термин.

С помощью FCA экспортер также может доставлять товары в док, как и в случае с FAS, поскольку док является частью морского терминала. С другой стороны, если используется FAS и имеется задержка в прибытии судна, товар будет доступен покупателю в доке в течение нескольких дней, и, наоборот, если судно прибудет заранее, товар не будет доступен для отправки. На самом деле FAS, как правило, используется только для экспорта некоторых сыпучих товаров (минералов и зерновых) и, в этом смысле, Редакционный комитет оценивает удобство создания конкретной Incoterms для данного вида продукции.

Разделение термина FCA

FCA (Free Carrier) – один из базовых торговых терминов Incoterms, обозначающий освобождение продавца от обязанности оплачивать доставку груза получателю. По последним данным порядка 40% международных торговых операций осуществляется с его помощью, поскольку данный Incoterms универсален и не накладывает ограничений на использование различных видов транспорта. Между тем, Комитет проводит анализ возможности разделения термина на два. Один из них будет использован при осуществлении наземной доставки, а другой при морских контейнерных поставках.
FCA (Free Carrier) – один из базовых торговых терминов Incoterms, обозначающий освобождение продавца от обязанности оплачивать доставку груза получателю. По последним данным порядка 40% международных торговых операций осуществляется с его помощью, поскольку данный Incoterms универсален и не накладывает ограничений на использование различных видов транспорта. Между тем, Комитет проводит анализ возможности разделения термина на два. Один из них будет использован при осуществлении наземной доставки, а другой при морских контейнерных поставках.

Изменение условий поставок для контейнерных перевозок

По действующей версии Incoterms условия поставки FOB и CIF применимы для грузов, перевозимых водным видом транспорта путем размещения товара на борту судна навалом или в упаковке. При размещении товара в контейнере продавец передаёт товар перевозчику на терминале, а не размещает его на борту судна. В подобных случаях в настоящее время должны применяться термины FCA или CIP.

Но, как показывает практика, они не применяются подавляющим большинством компаний-экспортеров и импортеров, а также агентами, участвующими в международной торговле. Это связано с тем, что FOB и CIF – очень старые и устоявшиеся Incoterms (FOB использовался в Англии в конце XVIII века). В версии Incoterms 2020, возможно, FOB и CIF могут быть вновь использованы для контейнерных перевозок, как это было в случае Incoterms 2000 и более ранних версий.

Введение термина CNI

Предположительно в Incoterms 2020 будет введен новый термин условия поставки – CNI, который расшифровывается как «Cost and Insurance» и будет покрывать разрыв между FCA и CFR/CIF. Базис поставки CNI будет входить в группу «С», то есть риск транспортировки и повреждения товара будет передаваться от продавца к покупателю в порту отправления.
Предположительно в Incoterms 2020 будет введен новый термин условия поставки – CNI, который расшифровывается как «Cost and Insurance» и будет покрывать разрыв между FCA и CFR/CIF. Базис поставки CNI будет входить в группу «С», то есть риск транспортировки и повреждения товара будет передаваться от продавца к покупателю в порту отправления.

Помимо ликвидации и создания некоторых новых базисов поставок Incoterms Редакционный комитет анализирует другие вопросы. Среди них:

  • Транспортная безопасность.
  • Положение о страховании перевозок.
  • Отношения между правилами Incoterms и международным договором купли-продажи.

Будем надеяться, что версия Incoterms 2020, которая вступит в силу 1 января 2020 года, будет способствовать развитию международной торговли между экспортерами и импортерами, адаптируясь к изменениям, произошедшим за последнее десятилетие. А пока, с действующей редакцией Incoterms 2010 вы можете ознакомиться у специалистов АСЕХ.

Incoterms изначально разрабатывался для использования в тех случаях, когда товары продаются для последующей поставки через национальные границы. На практике в настоящее время понятия Incoterms повсеместно включаются в договоры купли-продажи товаров в пределах национальных рынков.