Сегодня поговорим о том, как сформировалась и как устроена сеть троллейбусных маршрутов Ижевска, дадим оценку самым последним её изменениям.
В некоторых городах троллейбусные линии строились на замену трамвайным, то есть со своим старшим братом поступал вовсе не по-братски. В Ижевске такого не было. Троллейбус брал на себя направления, которые до него были чисто автобусными.
Первый этап (1968-1986)
Открывались новые маршруты и новые линии
Появление троллейбуса было вызвано строительством новых районов и промышленных предприятий. Маршруты 1, 2, 3 связали заводы "Буммаш" и "Нефтемаш" с центром города.
В Ижевске нет ярко выраженного центра. Его тоже можно считать спальным районом.
Маршруты, появившиеся после них (4-8), стали основными в спальных районах на окраинах.
Кажется, что троллейбус преуспел во всем. Уже в 1979 году было 7 маршрутов (3-й закрыт за ненадобностью). Троллейбусы пошли по всем центральным улицам и наиболее оживленным магистралям, ведущим на окраины. Разумеется, кроме тех, по которым уже ходил трамвай.
К концу 70-х осталось два неохваченных направления: восток города и микрорайон "Строитель". Для первого из них выбрали трамвай, для второго - троллейбус. Итогом долгой работы стало то, что в самом промышленном районе города появились второй троллейбусный парк и новая линия, по которой пошли 9 и 10 маршруты. На этом строительство новых линий закончилось.
Второй этап (1990-2010)
Открывались новые маршруты, но в рамках существующей сети
В 2000-е годы было еще веселее - вместо открытия новых маршрутов продлевались старые, порой поглощая друг друга.
Когда экономическая ситуация улучшилась, можно было всерьёз рассматривать проекты новых троллейбусных линий. Таких было две.
Линия А по улице Холмогорова соединила бы городок Металлургов и Северный микрорайон. Но для нее пришлось бы строить тяговую подстанцию.
Линия Б по улице 10 лет октября - кратчайший путь от "Автозавода" до центра. Здесь ТП есть уже давно.
По сути, выбор пал на то, что проще всего было построить. Но главная ошибка заключалась в том, что это направление прочно занято частоходящими автобусами (12, 27), а по нему пустили маршрут № 5, работавший только в "час пик" с интервалом более 10 минут. Через полгода маршрут закрыли из-за нерентабельности.
Третий этап: в 2010-е годы развитие троллейбуса остановилось.
Если в 1990-2010 годах выпуск на линию был примерно на одном уровне (1990-183, 2005-176, 2010-171), то в 2010-е он стал неуклонно снижаться - 141 (сент. 2020). Больше всего выпуск был урезан на 4, 7, 10 маршрутах.
На направлении "Пушкинская - Дзержинского - Ворошилова" (4,7) в самое хлебное время - "час пик" - работает автобус №26, "десятку" на 60% дублирует автобус №25. Тихое лоббирование частника у нас присутствует.
Сокращалось и время работы маршрутов: 4, 6 стали уходить в парк в 18-19 и 21-22 часа, хотя раньше работали "до упора". Маршруты 1, 2, 4, 6, 7 имели длинные и короткие версии, и их режим работы стал предельно непонятен.
Разумеется, троллейбус стал менее предсказуемым и терял пассажиров. Он конкурировал с автобусами, резко изменившими маршрутную сеть, и с личным транспортом. Но где-то, видимо, заклинило тормоза. К примеру, почему игнорируется реальная возможность открыть востребованный маршрут, ничего не строя - по направлению "10 лет Октября - Пушкинская"?
Итоги
Троллейбусная сеть расширялась на основе каркаса, которым стала трамвайная сеть. Троллейбус многозадачен - на нем можно доехать и на завод, и в другой конец города, и до трамвая, чтобы на него пересесть. Вплоть до 2011 года, независимо от финансового положения, троллейбусная сеть развивалась, а сейчас складывается впечатление, что нас планомерно отучают пользоваться этим видом транспорта.
Объективная причина "засухи" в изменениях маршрутной сети может быть только одна - нехватка подвижного состава. Имеет ли она место в ИжГЭТ сегодня - посмотрим в следующий раз.
ПОДПИСЫВАЕМСЯ на канал, чтобы быть в курсе городских и транспортных тем!
Лайки в поддержку Ижевского троллейбуса! Спасибо, удачи Вам!