О произведении Фридриха Ницше «Антихрист. Проклятье христианству» (в статье использованы цитаты из этого произведения)
Разденем человеческую душу донага
В самом начале Ницше отождествляет «свободные умы» и самое себя с гипербореями – мифическим блаженным народом, «свободными от вражды и споров». Народом, который предпочитает «жить среди льдов, но не под тёплыми веяниями современных добродетелей». Философ предлагает своего рода портрет «про»сверхчеловека: «Мы открыли счастье, мы знаем путь, мы нашли выход из целых тысячелетий лабиринта… Мы были достаточно смелы, мы не щадили ни себя, ни других, но мы долго не знали, куда нам направить нашу смелость… нас называли фаталистами. Нашим фатумом было: полнота, напряжение, накопление сил. Мы жаждали молнии и дел, мы оставались вдали от счастья немощных, от «смирения»… формула нашего счастья: одно Да, одно Нет, одна прямая линия, одна цель…». Такой образ философ противопоставляет своим современникам: «Я не знаю, куда деваться; я всё, что не знает, куда деваться», – вздыхает современный человек. Этой современностью болели мы, мы болели ленивым миром, трусливым компромиссом, всей добродетельной нечистоплотностью современных Да и Нет. Эта терпимость, largeur сердца, которая всё «извиняет», потому что всё «понимает», действует на нас, как сирокко».
Фрагмент этот, связанный с гипербореями, очень важен. Он позволяет «иначе» взглянуть на бескомпромиссную критику христианства и порождённой ею действительности, но к этому мы вернёмся чуть ниже. Скажем лишь, что гипербореи – мифический народ – своего рода частично прототип будущего человека. Сверхчеловека, по Ницше.
Дальнейший разговор идёт о человеке современном, чьи подлинные качества и свойства не всегда привлекательны, с точки зрения не только христианской, но вообще общечеловеческой морали, но которые являются проявлением его истинных инстинктов и истинной сущности и силы. Качества и свойства, признание которых требует изрядного мужества: «Что хорошо? – Всё, что повышает в человеке чувство власти, волю к власти, самую власть. Что дурно? – Всё, что происходит из слабости. Что есть счастье? – Чувство растущей власти, чувство преодолеваемого противодействия. Не удовлетворённость, но стремление к власти, не мир вообще, но война, не добродетель, но полнота способностей». Можно образовать подробную дискуссию о заблуждении подобных выводов. О противоречии относительно стремления человека современного к свету и добру. Если бы не многочисленные примеры, какими чудовищными порой способами человек устраивал своё бытие от самых примитивных бытийных моментов, до высших аспектов человеческого бытия (вплоть до устроения судеб целых народов страшными кровопролитными способами). Не будем также полемизировать и о том, что ведение целых народов к высшим целям всего лишь утоление частных амбиций тех, кто «ведёт». Заострим внимание читателя, что в данный момент речь идёт не о морально-этических и нравственных аспектах, а всего лишь о том, что для человека в принципе характерно стремление подчинять и властвовать (разница лишь в масштабах и формах).
Примечания:
Largeur (фр.) – ширина, широта (в данном случае, сердца).
Сирокко – сильный южный или юго-западный ветер в Италии, а также это название применяется к ветру всего средиземноморского бассейна, зарождающемуся в Северной Африке. В данном случае, Ницше имел в виду угнетающее действие ветра (именно largeur сердца угнетает Ницше) на людей.
Продолжение следует
Если материал интересен, пожалуйста, ставьте лайки, подписывайтесь на канал - буду очень благодарен и рад!