Когда-то давно,кино было немым. Иииии.. всех это устраивало. Мастера тех лет, владели искусством, рассказывать всевозможные истории визуально, с помощью актерской пластики, операторской работы и монтажа. Многие режиссеры тогда, хвалились тем, что редко используют интертитры в своих фильмах. Ведь слова считались, чуть ли, не дурным тоном.
Но затем, в кинематограф пришел звук. начала персонажи запели, чуть позже, начали вести беседы. Диалог стал обыденностью, и авторам пришлось изобретать правила, методы и инструменты, что-бы, раз уж фильмы говорят, они говорили увлекательно и по делу.
Сегодня я расскажу вам о том, как сценаристы создают живые диалоги, через которые раскрывают героев и историю.
Текст, построен на основе книги Роберта Макки, одно из известнейших сценаристов в Голливуде.
Вообще, зачем нужен диалог? Диалог это - информация. Но.. информация о чем? Наверняка вы и сами встречали такие диалоги, где герои обсуждают то, что они и так знают, где давние приятели, без особой на то причины, вспоминают, как долго они дружат.
В первую очередь, разговор нужен не самим персонажам, а зрителю или скорее, даже, автору. Хороший диалог, он не про экспозицию, он про персонажей. Зритель, должен чувствовать, что герои на экране, говорят не от своего лица, а не от лица автора сценария. Более того, это должны чувствовать актеры, иначе, персонажи, просто не "выходят".
Конечно, экспозицию можно раскрывать через диалоги, но, в хорошем сценарии, все это выглядит завуалированно. Так, что бы диалог не казался зрителю сухой, новостной сводкой. Через диалог, мы знакомимся с героями, понимаем, как они мыслят, как себя ведут, в каких отношениях состоят с другими персонажами. И где-то, за всем этим, узнаем информацию о сюжете. Как-бы, невзначай, между делом. Иногда, на столько невзначай, что аудитория даже не задумывается о смысловом наполнении сцены.
Про фильмы Квентина Тарантино, не редко говорят, что люди болтают ни о чем, но слушать это, все равно интересно. Дело в том, что разговоры в лентах Тарантино, как раз, отличный пример диалогов, написанных по всем правилам драматургии.
Возьмем диалог Винса и Джулса, в одной из сцен "Криминальное Чтиво". Два героя, действительно общаются, словно о чем угодно, кроме действительно важных для сюжета вещей. О названии бургеров в Европе или массаже ног, но все это на самом деле, очень важно для понимания героев и истории.
Например, из рассказа Винсента про чизбургер, мы узнаем, что когда-то он руководил одним из заведений Марселло Вуолс, их криминального боса. А это значит, что ему доверяют, он важный член бандитской группировки.
Следующий диалог, о массаже ног, сообщает, что Марселло Воулс, крайне жестокий и ревнивый тип. Таким образом, тарантино усиливает напряжение в будущих сценах, где Винсу, приходит провести время с женой своего босса. Но, мы уже знаем, что стоит между ними и что, влечение друг к другу, может привести к ужасающим последствиям - последующими разбирательствами с Марселло.
Может показаться, что это излишнее разжевывание. Это и так понятно. Но, это и так понятно, как раз из-за того, на сколько мастерски Тарантино пишет диалоги. Нам действительно ясно все о его героях, из одного только диалога, хотя, они ни чего не говорят о себе, не выворачиваются на изнанку, как перед зрителем, так и друг другом.
Робберт Макки, выделят два вида диалога: дуалог и триалог.
Дуалог, это когда персонажи общаются исключительно друг о друге. По мнению Макки, такие разговоры, выглядят не искренне и чаще свойственны плохим мелодрамам. В них, герои действительно могут по несколько минут делиться своими чувствами. Но, вот в чем дело, как только ты обращаешь глубокое чувство в слова, оно теряет всякую силу, становится поверхностным. Ведь, если это ощущение тк легко выразить, значит, ни какой глубины в нем нет.
По названию - триалог, может показаться, что в этом случаи, речь должна идти среди трех персонажей. Но, все несколько сложней. Да, действительно имеется присутствие наличие чего-то третьего. Но. не в прямом, не в физическом смысле. Макки пишет, что в триалоге, герои говорят не друг о друге, даже если скажем, выясняют отношения. Всегда есть что-то третье, какая-то тема, событие или персонаж, из обсуждений которых, раскрываются личности героев и двигается конфликт в сюжете.
В случаи Криминального чтива, это "третье", как раз - массаж ног, или чизбургер, или Марселло Вуолс.