Найти в Дзене

Инструмент путейца.

Оглавление

Виды путевых инструментов

При строительстве, содержании и ремонте железнодорожных линий используются самые разные приспособления. Их роль сложно переоценить, поэтому мы и хотим взглянуть на них более пристально. В фокусе внимания – актуальные сегодня виды путевых инструментов: подробно рассмотрим их, от определения и назначения до конкретных особенностей, которыми обладает тот или иной из них. С удовольствием поделимся полезной информацией, чтобы вы могли правильно выбрать визирки, клещи, прессы.

Сразу отметим, что современные модели костыледеров, пробойников и прочих помощников монтажной бригады гораздо долговечнее и эргономичнее своих предшественников, придуманных поколения назад. Объясняется это очень просто и логично – техническим прогрессом: во-первых, при изготовлении теперь используются более прочные и надежные материалы, во-вторых, линии и формы были доведены практически до совершенства. Тот же лом, казалось бы, простой до банальности, удобнее лежит в руке,дольше изнашивается, ведь выполняется из стали 375 HB, ведь со временем его геометрию усовершенствовали.

Содержание

Что такое путевой инструмент

Это собирательное название целой группы приспособлений, применяемых при строительстве и модернизации, ремонте и плановом обслуживании железнодорожных линий, стрелочных переводов, станций.

По типу действия подразделяется на два вида:

  • Ручной – максимально простой, при пользовании которым человек должен прилагать непосредственные усилия. С его помощью можно успешно, удобно и безопасно выполнять базовые задачи, обычно возникающие в процессе эксплуатации ЖД-колеи. В числе самых ярких примеров данной категории находятся подбойки, костыльные молотки, трещетки для создания отверстий под болты, ломы.
  • Механизированный – оснащенный пневматическим, гидравлическим или электрическим приводом. Выполняет сверление, шлифование швов, подбивку или другую технологическую операцию, а работник лишь направляет его. Эксплуатируя его, можно с высокой производительностью решать даже сравнительно сложные вопросы по строительству и ремонту железной дороги, вплоть до укладки или замены элементов ВСП.

Долгое время инструменты обоих видов (сначала первого, а после и второго) были единственным используемым приспособлением, потом – основным, сейчас же все чаще выбор делается в пользу путевых машин. Последние способны выполнять гораздо более объемные задачи за одно и то же время, но дорого стоят и достаточно требовательны к квалификации оператора, поэтому штанги-груши, клещи, пробойники сохраняют свою актуальность и должны быть на вооружении у каждой ремонтно-строительной бригады или персонала по обслуживанию ЖД-линии.

Спрос помогает сохранить и тенденция к постоянному совершенствованию всех помощников, даже ручных: их вес постепенно уменьшается, а прочность увеличивается, эргономика их держателей улучшается, чтобы пользоваться ими было еще удобнее, и так далее

Качество стали путевых инструментов

Механизмы, функциональные узлы и отдельные элементы таких приспособлений должны быть надежными и долговечными. Поэтому для их изготовления выбирают далеко не каждый металл.Предельный износ

Пока не наступит этот состояние, инструменты можно без ограничений применять и при необходимости ремонтировать. Но сразу по его достижении приспособление необходимо сдавать в металлолом.

Производители в обязательном порядке указывают минимальные допуски на чертежах, отмечая их пунктирными линиями: как только до них сотрется костыльный молоток, маховая подбойка, остроконечная кирка, плотничный дексель, зубило, пробойник, подбивочный лом или лопата, необходимо обращаться к специалистам для починки.

Качество стали (приведенное в таблице выше) подразумевает сохранение необходимой прочности вплоть до наступления момента предельного износа. Поэтому именно оно должно быть ключевым фактором при выполнении ремонтных работ: важно не ухудшить надежность, особенно нагревая дефектный элемент с целью его выравнивания.

Винтовые приборы для регулировки зазоров

Они закрепляются на рельсах при помощи болтов и, в зависимости от цели, толкают или тянут металлоконструкцию с силой, достигающей 30 т. Наиболее характерные представители данной категории:

  • шпальные клещи – с заточенными до нужного угла остроты концами захватов, выполненных из мартеновской стали (легированной или углеродистой); для них актуальны допуски по сечению (3%) и по длине (2%);
  • дексели – специальные топоры оригинальной формы, предназначенные для затески деревянных поверхностей брусьев (как переводных, так и мостовых) и шпал, а также для забивки подкладок (задней стороной); массой примерно 2,5 кг, с допусками по поперечным размерам (5%) и по длине (2%).

Рихтовочные приборы

Применение путевого инструмента данного типа позволяет уменьшить количество монтеров в бригаде с 8-12 человек с ломами до 3-4. А если выдать его и домкраты восьмерым работникам, они смогут без огромных трудозатрат выполнить сдвижку на переезде с асфальтовым покрытием, естественно, предварительно подрезав торцы шпал.

Другие задачи с их помощью тоже можно успешно решать, например, поднимать просевшие стыки.

Конструктивно разные, все они сходны по принципу действия: у каждого из них есть подошва, которая размещается на балластном слое шпального ящика и служит рычажной опорой. Чтобы она не скользила, она или обладает загнутым книзу концом, или оснащена выступами/шипами, но рельефные элементы в любом случае либо давят на подушку, либо врезаются в нее в момент приложения усилия и, таким образом, удерживают приспособление на месте.

Путевые визирки

В общем случае представляют собой комплект, состоящий из трех реек, – дальней, промежуточной и смотровой, у последней имеется специальная щель. На каждой также есть чувствительный уровень – чтобы ее можно было без труда расположить строго горизонтально. Для этого один конец элемента следует установить на колышке, а второй – на рельсе, поднимая и опуская его до тех пор, пока ось инструмента не будет строго параллельна балластной подушке. Тогда можно будет приступать к основным работам, для которых они предназначены, то есть для устранения просадок и толчков колеи с их помощью.

Стандартная геометрия и конструкция визирки выглядит следующим образом:

  • рейка шириной 15 см, а длиной – 3 м;
  • на нее нанесены 2 шкалы, градуированные по высоте с шагом в 1/8 дюйма; для долговечности насечки выполнены либо из латуни, либо из бронзы;
  • каждый из пары данных измерителей зафиксирован на металлической подставке, сделанной в форме швеллера и, в свою очередь, закрепленной на рельсовой головке;
  • в средней части приспособления есть ограничитель – с регламентированной точностью показаний в 1,6 мм.

Чтобы этот инструмент был более заметным и наглядным, он выкрашен «зеброй», то есть в черно-белую полосу, причем со стороны, обращенной к проводящему работы человеку.

Путевые уровни

По характеру считывания показаний изменения показателя подразделяются на два вида:

  • непрерывного снятия;
  • ступенчатой регистрации (вырезы).

Также могут быть объединены с шаблонами (о них ниже) и тогда весят около 2,3-2,5 кг. В общем случае выполнены из отборной древесины твердой породы и оснащены регулируемым уровнем с высокой чувствительностью, форма которого цилиндрическая (радиус – 157 см) и укрепленная гипсом для большей надежности.

Клещи

Существует несколько их востребованных вариантов:

  • Шпальные – сделаны из двух стальных частей 25 на 13 мм, нижние концы которых остро заточены, а верхние заканчиваются кольцами – чтобы за них было удобно браться. Средний вес таких механизмов 4,5 кг, длина – 74 см, величина открытия – 102-394 мм.
  • Для брусьев – схожей конфигурации, но отличаются от предыдущего варианта габаритами. Их масса доходит уже до 5,5 кг, а полная длина достигает 106,1 см.
  • Крановые – нужны для осуществления операций погрузки/разгрузки элементов ВСП при создании колеи. За счет наличия овальных звеньев не проскальзывают вдоль металлоконструкции. Изготавливаются из низкоуглеродистого стального прутка сечением 22,2 мм, раскрываются на 171,4 мм.
  • Рельсовые – актуальны при переноске двутавровых балок на небольшие расстояния. Высокие нагрузки они выдерживают благодаря шарниру – соединительной заклепке в 19 мм диаметром.

Ярким примером другого насколько же простого ручного инструмента является костыльный лом. Его форма не должна отступать от принятых стандартов, так как даже малейшие отклонения геометрии могут привести к отламыванию губок или к соскальзыванию в процессе эксплуатации.

Габариты его следующие:

  • масса – около 15 кг;
  • длина – 1,5 м;
  • глубина выреза – 50,8 лш;
  • ширина переднего захвата – 76 мм;
  • форма конца, противоположного лапе – зубилоподобная.

Допустим определенный изгиб стержня, но исключительно для удобства держания – чтобы при соскальзывании приспособления монтажник не рисковал удариться ладонью о рельс и заработать травму.

Современная конструкция делает возможным выдергивание без деформации, позволяющее получить костыль без дефекта и повторно его использовать. Для этого лом следует изготавливать из легированной стали и сразу с двумя опорными частями:

  • первая, находящаяся ниже, обеспечит работу от стартового момента до вытягивания крепежного элемента на 63 мм;
  • вторая, расположенная выше, примет нагрузку и обеспечит легкий финишный рывок.

Также у инструмента могут быть подвижные губки, предоставляющие удобную возможность быстро и безопасно выдергивать те детали, у которых нет головок. Они хороши еще и тем, что эффект поддевания у них усиливается с наращиванием давления.

Костыледер

Он актуален в тех узких местах, куда не добраться ломом. В его конструкции предусмотрено 8 приливов – по 4 с каждой стороны, на расстоянии в 50,8 мм – для удобного подхватывания. Для эффективности использования крайне важно, чтобы захватная часть в точности повторяла форму крепежа.

Габариты его такие:

  • масса – примерно 1,1 кг;
  • длина – 305 мм;
  • допуск по размерам сечения – 5%.

При ремонте и обслуживании некоторых железных дорог также отдают предпочтение облегченным моделям, весящим от 680 г до 1 кг и оснащенным лишь 6 приливами (3 парами).

Пробойники

Есть два вида данного инструмента:

  • для пробок – нужен, чтобы выбивать соответствующие и отслужившие свое элементы из шпал;
  • путевой – необходим для удаления стыковых болтов и для демонтажа костылей без головок (в результате удара проходит насквозь поврежденного крепежа, после чего тот можно без труда вытянуть).

Оба варианта весят в районе 2,5 кг и исполняются с допусками: по сечению (до 5%), по длине (до 2%), по конусности отверстия (угол в 40 для большего диаметра и в 30 – для меньшего).

Штанга-груша

С ее помощью предварительно размещенные в технологических отверстиях пробки забивают в шпалы. Востребована при проведении работ по сплошной замене полотна.

Обладает рукояткой трубчатого сечения, на конце которой расположена головка, и штангой длиной в 1,22 см с приваренной к ней с ударной частью – стальным цилиндром. Масса достигает 6,1 кг.

Вспомогательным приспособлением, которое можно условно занести в эту же категорию, является вилка. Она позволяет быстро повернуть Р-65 (или балку другого профиля), чтобы она стала в такую позицию, в какой ее не составит труда надежно захватить клещами. Ее рабочий орган, расположенный на верхнем конце, сделан так, чтобы плотно фиксировать как головку, так и подошву металлоконструкции и удерживать ее без проскальзывания. Весит от 2,7 до 5 кг (в зависимости от исполнения), в общем случае изготавливается из алюминиевого сплава, подвергнутого термообработке.

Прессы для изгиба рельсов

Есть 3 их распространенных типа:

  • Домкратный – состоит из устойчивой квадратной формы стальной отливки, оснащенной захватом и рычагом, а также из гидравлического или механического подъемника. Изменение геометрии металлоконструкции осуществляется по мере выхода рейки или штока.
  • Арочный (конструкция Кроу) – у него есть рама в виде перевернутой U, с крюками на концах и нажимным винтом в средней части. Отличается высокой универсальностью: подходит для обработки как очень легких двутавровых балок, так и тяжелых, весом до 77 килограмм на погонный метр.
  • Самсон – выполнен с цельнолитой станины, обладающей рычагом, и нажимным винтом. За счет плотной фиксации одной стороны захват противоположной получается особенно крепким, и это при впечатляющем качестве подпора в точке, параллельнойкрюку. В результате изгиб происходит с затрачиванием минимальных усилий.

Обрезка рельсов

Раньше она осуществлялась с применением кислородно-ацетиленовых горелок, прямо на месте повреждения пути. Но при этом элементы ВСП трескались изнутри, что провоцировало изломы. Потому на смену пламени пришли ручные пилы и механические рельсорезки.

Еще одна очень популярная операция – это сверление металлоконструкций. Сегодня она проводится на двух типах станков: либо на так называемых трещотках, либо на моделях с конической зубчатой передачей. Вторые удобны надежностью своей конструкции, точностью и быстротой выполнения отверстий, а также тем, что к ним можно подключить дополнительный электроинструмент и расширить сферу их использования.

Путевые шаблоны

Это приспособления, с помощью которых можно точно измерить ширину железнодорожного полотна, сравнивая их с укладываемыми рельсами. В общем случае каждый из них представляет собой вилку с деревянной серединой и металлическими концами, причем на переднем из них, раздвоенном, есть ножки – для устойчивой установки и плотного контакта с вертикальными поверхностями головки. Присутствуют выемы для обнаружения сплыва металла и возможность фиксации бокового износа.

Также существуют специальные варианты исполнения – полностью из стали, с фибровой прокладкой в качестве изоляции. Такое решение повышает прочность, но вместе с тем увеличивает и вес – до 8 кг. Внимание, используемый шаблон тоже нужно периодически поверять – эталоном – и бережно эксплуатировать, не допуская даже малейших деформаций.