Железная дорога для России является важнейшим инфраструктурным объектом с самого момента своего появления в XIX веке. Чтобы поддерживать всё это обширное хозяйство в порядке, требуется целая армия работников, которых в народе прозвали путейцами.
Чем занимаются монтеры пути?
Собственно говоря, кто такие монтеры пути (путейцы)? Это люди, которые выполняют всю самую тяжелую и рутинную работу. Их основная задача – текущее обслуживание и профилактический ремонт железнодорожных путей.
Специальность путейца естественным образом оформилась, когда в Российской империи начала активно развиваться сеть железных дорог. Характерно, что несмотря на широкую механизацию, труд путейца по-прежнему остается ручным.
Суть обязанностей монтера пути:
- замена рельс и шпал;
- перешивка путей;
- обточка рельс;
- выправка шпал;
- регулировка стрелочных механизмов;
- подгонка профилей стрелочных переводов;
- исправление пути на пучинах (вздыбливаниях грунта);
- сборка рельсовых звеньев на специальных станках звеносборочной линии.
При плановом ремонте путеец, как и сто лет назад, орудует в основном ручным инструментом: кувалдами, ломами, лапами для выдергивания костылей. Шпалы и куски рельс часто также приходится перетаскивать вручную (там, где монтаж кранами невозможен), либо с помощью специальных тележек – модеронов.
При этом работа происходит практически в любое время суток и при любой погоде: в зной, в дождь, в холод или метель.
Характерно, что подобная низкоквалифицированная работа никуда не исчезает и по-прежнему востребована у РЖД и её дочерних организаций.Требования к квалификации монтеров пути
Кандидат в путейцы в первую очередь должен обладать хорошей физической подготовкой и выносливостью, поэтому на эту должность претендуют в основном молодые мужчины.
При этом требования к квалификации уже вторичны. На подработку в путевые бригады часто устраиваются даже студенты вузов. Правда, доверяют им самую черновую работу: закручивание и выкручивание болтов при демонтаже рельс, погрузочные и разгрузочные работы, удаление мусора, очистку путей от снега и т.д.
Но для карьерного роста все-таки неплохо получить кое-какое образование. В целом же данная специальность не относится к числу наиболее квалифицированных.
Где пройти обучение на монтёра пути
В России существует множество колледжей, где готовят рабочих-строителей железных дорог. Набор ведется после окончания 9 или 11 класса. Для выпускников 9 класса обучение занимает 4 года. Получившим полное среднее образование предстоит отучиться 3 года
Тем не менее на монтера пути можно переучиться с иным базовым профессиональным образованием. Существует широкая сеть учебных центров, которые готовят таких специалистов.
Квалификационные разряды специальности Монтер пути по ЕТКС
В настоящее время действует пять ступеней подготовки монтеров пути – со 2 по 6-й.
Монтер пути 2 разряда
Наименее квалифицированный специалист. Производит только прикладные вспомогательные операции.
Монтер пути 3 разряда
Может заменять отдельные части путей (шпал и рельсов), проводить сверление, обслуживать шпалопитатель.
Монтер пути 4 разряда
Выполняет широкий круг работ от монтажа/демонтажа рельс до замены одиночных деталей на стрелочных переводах. Также в обязанности входит содержание в исправности рельсовой цепи автоблокировки, замена элементов рельсошпальной решетки на участках с железобетонными шпалами, плитами и блоками.
Монтер пути 5 разряда
Способен проводить сложный ремонт, включая монтаж и демонтаж верхнего строения пути. Может укладывать рельсы по угольнику и шаблонам, занимается промером и выправкой пути по ширине колеи, заниматься укладкой рельс бесстыковым методом.
Монтер пути 6 разряда
Занимается особо сложными работами по монтажу и демонтажу путей, включая установку рельсовых переводов, замер кривых участков пути по стрелам прогиба и т.д.
Сколько зарабатывает монтер пути в России
Зарплата работника напрямую зависит от квалификации. На начальном этапе без опыта работы он может рассчитывать в лучшем случае на 20 тысяч рублей.
Специалисту с опытом до 3 лет и 3-им разрядом предложат около 25 тысяч рублей. Максимальный потолок по зарплатам, который встречается на сайтах по поиску работы – 40 тысяч рублей. Однако в среднем сумма колеблется в районе 25 – 30 тысяч.
При этом работодатель может указать в условиях работы как полный восьмичасовой рабочий день, так и посменную работу. В некоторых случаях будет указана вахтовая работа (если речь идет о строительстве или реконструкции путей вдали от населенных пунктов).
Минусы и плюсы профессии Монтера пути
Плюсы
специальности:
- официальное трудоустройство;
- востребованность на рынке труда;
- возможность карьерного рост;
- можно трудоустроиться без соответствующей квалификации.
Минусы
:
- низкая оплата труда на начальном этапе;
- физически тяжелая работа на открытом воздухе;
- ограничения по здоровью;
- риск несчастных случаев и травм.