Итоговое сочинение – одна из главных задач учеников 11-го класса, для многих из них, написать его и получить зачет очень трудно. На уроках литературы и русского языка учителя готовят ребят к хорошему написанию сочинения: дают шаблоны, структуру сочинения, обсуждают произведения, которые стоит взять для каждой из тем и как правильно их использовать.
Здесь же я хочу рассказать о сочинении с моей точки зрения. Как у человека, которому предстоит его написать, у меня есть много вопросов: что нужно знать для удачного написания сочинения? какие произведения подойдут? и так далее. Здесь мы постараемся эти вопросы разобрать.
Поговорим о направлении под названием «Между прошлым и будущим: портрет моего поколения».
На мой взгляд, это направление одно из самых сложных: работая с ним, вам нужно обширное знание современной литературы, которая не изучается в школе, так что придется разбираться с ней самостоятельно, в отличие от классики.
Из официального комментария ФИПИ: “Темы сочинений данного направления приглашают к размышлению о культурных запросах современного человека, его литературных пристрастиях, жизненной позиции, о сходстве и различиях между ним и его предшественниками, о влиянии молодого поколения на формирование будущего мира. Потребуется осмысление духовных ценностей и нравственных ориентиров молодежи, ее места в современном мире. О сущности сегодняшнего поколения, чертах людей ХХI века размышляют современные писатели, ученые, журналисты, чья позиция имеет подчас дискуссионный характер, что дает возможность высказать свое мнение в рамках обозначенной проблематики.” можно понять для себя несколько направлений, с которыми предстоит работать; нужно рассказать о современном человеке: его духовные ценности, нравственные ориентиры, жизненную позицию; так же может потребоваться раскрыть сходства и различия современного и предыдущего поколений, а также многое другое.
- Важной частью работы с этим направлением будет поиск информации о поколении Z и читаемой ими литературе. Проведя опрос среди мои одноклассников (опрос ) и подмечая какие-то поведенческие особенности у окружающих меня подростках и моих ровесников, можно составить небольшой, но яркий портрет современного поколения. Моя 15тилетняя сестра типичный представитель этого поколения; она родилась «с гаджетом в руках», в столь юном возрасте уже знает, что хочет от жизни, она ценит своих друзей и не может обойтись без интернета и социальных сетей. То, что предыдущие поколения называли «новыми технологиями» или «технологиями будущего», для поколения Z уже настоящее, и они умело ориентируются в нем. Люди поколения z очень ценят время и знают, как с максимальной пользой его использовать, они не привыкли тратить его на громоздкие статьи и книги, они привыкли узнавать суть из небольших фрагментов. Из-за этого у многих создается впечатление, что тинэйджеры поверхностны и кустарны, я же считаю, что они просто хотят получить максимум от жизни, не затрачивая на это всю жизнь.Прочитав информацию о поколении z и поговорив с представителями, я открыла для себя удивительную, на первый взгляд, вещь – люди этого поколения любят учиться и открывать для себя что-то новое, да они делают это не старыми, привычными для старших поколений способами, но они делают это с большей охотой и непринуждённостью, чем те, кто родился ранее. Современные дети и подростки умело обращаются с интернетом и большим количеством информации, проходящим через них за целый день.
- Теперь настало время поговорить о литературе для современного подростка
В зависимости от возраста детей читательские навыки усложняются, следовательно, и литература усложняется. Подростковый возраст начинается в 12, а заканчивается в 17 лет. Если в начальной школе формируются читательские навыки, то с переходом в среднюю школу они совершенствуются. Подросток уже осознанный читатель со своими требованиями и вкусами, поэтому и литература для них особая - подростковая. В истории русского литературоведения термин «подростковая литература» употребляется как синоним «детская литература». Как такового различия не подчеркивалось, но современная литературная ситуация создала условия для разграничения этих понятий. Так, публикуются книги с адресацией к определенному возрасту 12+, 14+. Эта адресация существовала и в предыдущие исторические периоды. В выходных данных книги можно было видеть пометки: «для среднего школьного возраста», «для старших школьников». Но если раньше возрастная адресация не способствовала популяризации книги, то сейчас она является рычагом привлечения читателей. На обложках изданий указание возраста обязательный элемент.
По мнению В.Чарской, понятие «подростковая литература» складывалось и развивалось в американской культуре с конца XIX века и окончательно оформилось в 1950-е годы после публикации романа Дж. Сэлинджера «Над пропастью во ржи».
Среди типичных отличительных признаков подростковой литературы выделяют:
- - социальную направленность,
- - повествование от первого лица,
- - языковые особенности молодежной речи,
- - эксперименты с композицией.
Книги для подростков отличаются от книг для младших школьников тем, что обращаются к сложным остросоциальным проблемам.
Главная задача подростка - показать свою значимость среди сверстников. Они обращают на себя внимание с помощью занятий и интересов.
Переходность психики подростка состоит в сосуществовании, одновременном присутствии в ней черт детскости и взрослости. В подростковом возрасте нередко сохраняется склонность к поведенческим реакциям, которые обычно характерны для младшего возраста.
Вместе с тем возникает новое качество отношений с семьей, школой, ровесниками. Ребенка уже воспринимают как сформировавшуюся личность. С него требуют ответа за какие-либо действия, он ответственен за последствия. В этот период появляются обязанности, связанные с домом, учебой, общением с друзьями. Повышенная ответственность перед окружающими усугубляется физиологическими изменениями тела. Могут проявляться проблемы со здоровьем. Этот процесс не контролируется со стороны подростка.
Более эффективным путем понимания себя и мира в этом возрасте является обращение к интересной книге как молчаливому другу. М.Аромштам, главный редактор журнала «Папмамбук», справедливо отмечает: «Так устроено: какие-то «истины», какие-то способы взаимодействия с окружающей действительностью подросток должен освоить самостоятельно. Поэтому мы, взрослые, здесь особенно остро нуждаемся в посредниках. Такими посредниками могут быть книги. Они рассказывают о том, о чем мы сами не решаемся говорить с подростками, или о том, о чем подростки по разным причинам не решаются говорить с нами.» Так книга заменяет или дополняет в сознании подростка знания, которые он получает от собеседников, родителей, сверстников.
В подростковом возрасте школьники читают не менее трудные для понимания книги, чем сама их непростая жизнь в этот период. Если везде трудно и непонятно, возникает естественное желание отказаться от чего-либо. От жизненных проблем не уйти, следовательно, школьники отказываются от «сложной» литературы. Стоит понимать, что современные произведения для подростков кажутся простые только в сравнении с взрослой классикой, но секрет их в том, что они про сегодняшний день. Находясь в одном временном промежутке, становится легче увидеть, как выстроены характеры, в чем особенности сюжете, какую позицию занимает автор. Произведение становится понятным для юного читателя.
Делая из всего этого вывод, можно сказать, что в связи с развитием литературы, и общества в целом, возникает потребность в более глубоком изучении детской литературы.
В настоящее время при изучении литературы учитель сталкивается с трудностями, связанными с восприятием художественных текстов. Чтобы произведения соответствовали запросам читателя, важно чтобы они отражали актуальные проблемы нашего времени. Следовательно, должны быть современными.
Далее мы поговорим о том, какие произведения современной литературы подходят к этом направлению и почему.