Найти в Дзене
Записки на ладони

История одной «авантюры», или о серьезном отношении к сказкам

Представьте себе, дорогой читатель, что в один прекрасный день ваш приятель абсолютно серьезно сообщил вам, что твердо намерен найти конюшню Коня-горбунка и предложил войти с ним в долю. Что бы вы подумали? Скорее всего, что друг ваш серьезно болен, и его грандиозные планы не более, чем горячечный бред, или хуже того – приятель просто спятил. Ведь сказка – это выдумка, то, чего не было и быть не могло.

Примерно так относилось ученое сообщество 19-го века не только к сказкам, но и ко любому эпосу – мифам, былинам, сказаниям. Не считались историчными и поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея». Некоторые ученые допускали, в лучшем случае, что событие, подобное Троянской войне, в истории Древней Греции могло быть, но не более того.

Однако, во все времена находятся «сумасшедшие», идущие не в ногу со временем. Таким «сумасшедшим» был шотландский журналист и геолог Чарльз Макларен. Талантливый самоучка в 1822 г. определил местоположение легендарной Трои, опираясь на ряд признаков, обозначенных Гомером, в своей диссертации о топографии равнины Трои. Впрочем, работа его осталась незамеченной, время её еще не пришло.

Символичное совпадение, но в том же 1822 году, 6 января, в Нойбукове (Германия; Мекленбург-Передняя Померания) в семье бедного сельского пастора Эрнста Шлимана родился мальчик, через много лет подтвердивший правоту Макларена. Звали его Иоганн-Людвиг-Генрих-Юлий Шлиман.

Генрих Шлиман в 1878 году. fineartamerica.com
Генрих Шлиман в 1878 году. fineartamerica.com

В автобиографии, написанной на закате жизни, Шлиман писал, что прочел «Илиаду» ещё в детстве и тогда же решил, что именно он найдет легендарный город. Красивая легенда. Но всё было гораздо проще.

Ранее сиротство – мать Генриха умерла вскоре после его рождения, – работа с 14-ти лет в лавке, потом Гамбург и, наконец, Амстердам. Здесь в 1841 году начинается путь Шлимана к богатству и славе.

Генрих устраивается на работу простым рассыльным. Через четыре года он уже начальник бюро, у него 15 подчиненных и большое жалование. Далее Россия – очень перспективное место для европейского бизнесмена середины ХIХ века. Шлиман представляет здесь голландскую фирму и через несколько лет становится обладателем солидного по тем временам капитала, получает российское подданство. В 1852 году он женится на Екатерине Лыжиной, дочери петербургского адвоката.

Дела фирмы идут превосходно. Состояние растет на военных заказах во время Крымской войны. В семье появляется сын.

Однако Шлиману чего-то не хватает. Спасаясь от депрессии, он начинает изучать новогреческий язык. У Шлимана появляется небывалые для купеческой среды интересы – история и литература Древней Греции. Екатерина Шлиман увлечений мужа не одобряет. В семье начинается разлад, и Генрих покидает Россию. Несколько раз он возвращается, в 1864 году получает почетное потомственное гражданство, но в России не остается.

В жизни Шлимана начинается период, достойный романа Генри Р. Хаггарда.

Полный амбициозных планов, в 1866 году в возрасте 44-х лет он едет в Париж. Генрих намерен продолжить образование в Сорбонне. Круг его интересов – древнегреческая философия, археология и литература. Затем США, где Шлиман зарабатывает деньги, участвуя в коммерческих проектах, и продолжает изучать античность.

В 1868 году Генрих приезжает в Рим. Под впечатлением от раскопок на Палантинском холме он решает посвятить себя археологии, полагая что именно она его прославит.

Шлиман перебирается в Грецию. Начинается его путешествие по историческим местам и развалинам Древней Греции. Вначале Итака. Генрих переходит от теории к археологической практике. Он надеется найти остатки дворца Одиссея.

Далее путь Шлимана лежит на побережье Малой Азии, в Троаду. Здесь на территории Османской империи он знакомится с британским дипломатом и археологом-любителем Фрэнком Калвертом. Калверт уже несколько лет пытается найти развалины Трои под холмом Гиссарлык, указанного в работе о топографии равнины Трои Чарльза Макларена как место нахождения легендарного города. Шлиман поверил. Отныне он готов, если понадобиться полностью срыть Гиссарлык, но найти цитадель Трои.

Но раскопки – дело недешевое, к ним нужно подготовиться. И в марте 1869 года Шлиман возвращается в США, подает документы на получение гражданства и просит друзей найти ему невесту-гречанку. Здесь Шлиману пришлось смошенничать. Он представил суду подложные документы о разводе с русской женой и в сентябре 1869 года женился на дочери греческого купца Георгиоса Энгастроменоса 17-летней Софии. Молодая жена стала надежной помощницей Шлимана.

Раскопки на холме Гиссарлык начались в апреле 1870 года и продолжались несколько лет. Шлиман был абсолютно убежден, что Троя находилась именно здесь, поэтому, когда в мае 1873 года перед ним наконец открылись занесенные песком остатки монументальных сооружений со следами разрушений, он, не усомнившись ни на минуту, интерпретировал их как остатки легендарного города, а найденный здесь же сосуд с изделиями из золота как сокровища царя Приама.

Сокровища царя Приама. https://123ru.net/moscow/214223116/
Сокровища царя Приама. https://123ru.net/moscow/214223116/

Генрих тут же во всеуслышание объявил о своем открытии. Он сумел преподнести его как научную сенсацию. И хотя очень скоро выяснилось, что слои, относящиеся ко времени событий, описанных в «Илиаде», Шлиман «прокопал» и находки его гораздо более древние, чем он предполагал, этот варвар и неуч пробудил интерес к археологии. Сказки – это серьезно. Шлиман это доказал.