Как оказываются в продажах даже те кто отучился на вышку/магистра/архимага :) и вроде бы должны идти по профессиональной карьерной лестнице своей специальности, но идут по карьерной лестнице торговли начиная с продавца-консультанта в ярком поло или же в общепит? Скорее всего из-за потребности в деньгах. Когда они срочно нужны возникает нужда в том где их достать, начинается поиск работы, но вдруг ты обнаруживаешь что у тебя нет каких-то особых навыков (хотя скорее просто о них не догадываешься пока что или тебе кажется что ты учился зря) как вдруг находишь типичное предложение о работе продавца консультанта... Многим это знакомо вот и я решил пойти в розничную торговлю даже толком не понимая что это из- себя представляет.
После того как я вернулся из армии где все желание в продолжении развития по специальности на которую ты учился из тебя выбили в принципе, даже не знал куда пойти дальше... Какое-то время просто сидел дома осознавая что наконец можно пойти и взять печеньку в любое время дня и ночи и ничего тебе за это не сделают. Затем возникла как раз та самая потребность финансового характера и недолго думая я ткнул на предложение о работе продавцом(мпп) в связном. Где-то через час мне позвонила с неизвестного номера девушка с приятным голосом и сориентировала куда, зачем и во сколько мне прибыть на собеседование.
Не стал как-то особо готовиться к этому мероприятию, оделся по обычному, толстовка, джинсы, кроссы... Прибыл в офис конечно же с опозданием, прошел к свое аудитории. Подметив для себя гробовую тишину царившую в офисе я подумал что, возможно я только один пришел. Постучал в дверь, открыл и просочился внутрь. Внутри меня встретила диаспора взглядов (и не только взглядов) самый пронзительный был у тренера, большинство было в костюмах будто только что после выпускного пришли что заставило меня невольно расплыться в улыбке. В общем сел, начал слушать поток сознания о месте работы, проскролили слайд-шоу про компанию, зп, обязанности ну и т.д. потом разбили нас на 3 команды по разным аудиториям, к нам пришел уже другой тренер и сразу дал задание, заключалось оно в том что мы якобы открыли недавно свой магазин продажи мобилок и в нем случился инцидент с клиентом который купил телефон и выходя из магазина на пороге у двери уронил телефон и разбил его. Три минуты дают на подумать всем вместе(хотя отвечал каждый по отдельности) в общем за эти три минуты никто ничего так и не смог придумать, в голове прикинул пару вариантов как бы я сделал и правильно сделал. Тренер задавая вопрос про действия у каждого сидящего из нас явно ожидал услышать что-то конкретное, когда очередь дошла до меня у меня все вылетело из головы и я начал импровизировать. Обратившись ко мне тренер задал вопрос: "Твои действия в такой ситуации?", и тут понял что вообще ничего не знао действиях в таких ситуациях со стороны клиента, а со стороны хозяина магазина особенно. Руководствуясь здравым смыслом я ответил что могу принести только извинения перед клиентом и предложить ему какую нибудь скидку на ремонт. Тренер удовлетворительно кивнул и даже вопросов не стал задавать продолжил опрос, а я подумал что вот и все, ляпнул какую-то бредятину и не возьмут. Вернулись в аудиторию в самую первую, пришел уже опять кто-то другой и назвал список фамилий тех кто прошел этакий конкурс :D. В итоге из пятнадцати человек остались только четверо. Остальные покинули аудиторию, а нам объяснили нашу дальнейшую судьбу. Неделю обучения можно описать как интенсивную проверку стрессоустойчивости, выдержи и умения находить общий язык с незнакомыми людьми и это очень хорошо работает, как факт тех кто к этому не расположен или же испытывал трудности в общении, взаимодействиями с другими стажерами на третий день уже не пришли.
Заканчивается обучение в таком формате: Все молодцы ура-ура, вот вам максимально кринжовая рубашка чуть-ли не прозрачна и адрес магазина где вы будите стажироваться неделю, а потом придете на экзамен. Процесс стажировки тоже не хочется расписывать просто ненужная часть вступления в должность, но за время стажировки на точке я сразу узнал о своих навыках смекнув что они мне очень пригодятся в дальнейшем. Экзамен после 7 дней работы просто невозможно не сдать. Представляет он из себя процесс выполнения одного задания на компе в 1С: Рарус и одна продажа по скрипту который получите (за этим наблюдают 3 человека, немного отвлекает). Вот и все! Наконец-то через 2 недели обучения (9 кругов ада easy mod)вы продавец-консультант, повезло что попал в магазин рядом с домом, это очень приятно конечно пешком на работу ходить и на обед не надо тратиться, в общем плюсы есть да... но и минусы как обычно тоже. О которых никто тебе не расскажет и сам ты их не ощутишь до того момента как попадешь на свое конечное рабочее место.
В первый же рабочий день я осознал что мне приносит удовольствие консультировать людей по технически вопросам мобильной техники, рассказывать что как зачем и почему стоит купить в дополнение к телефону, осознал что значит быть :"на одной волне с клиентом" и на этой же волне сделать то что от тебя требуется - красивая продажа, сочный чек, хорошее настроение клиента и такой же позитивный настрой. Совокупность этих факторов включая мое желание получить то зачем я пришел можно назвать как: Энергия и драйв! (название одного из курсов которые нужно пройти в дальнейшем чтобы стать РТТ (руководитель торговой точки).
Хотелось бы добавить что я до сих пор считаю что главной задачей продавца является не продажа товара, а устроить красивое шоу для клиента, который приносит прибыль компании и сделать все чтобы он ушел из магазина на позитивном настрое и вернулся именно к тебе, чтобы получить опять приятный опыт продажи, а не унылую консультацию: "хочешь бери, а не хочешь не бери..."
Вроде бы упомянул про минусы, а ощущается только один плюс от работы... Минусы как раз заключаются в работниках с манией величия и прочими бонусами которыми наградила их работа в продаж и должность выше. Это пожалуй будет самый основной минус который я раскрою в дальнейшем.
P.S. Это основная причина огромной кадровой текучки продавцов.