Один из главных трендов современной фантастики — склонность авторов писать сериалами. Сериал — это классно, сериал — это длительное погружение в новую вселенную, где с каждой новой книгой раскрывается все больше подробностей и появляется все больше интересных персонажей, а читатель может с наслаждением следить за очередными приключениями героев, радикальным образом меняющими их характеры, психологию, судьбу.
То есть в идеале это должно быть так. А что мы имеем в реальности?
Начнем с того, для кого на самом деле очень выгодны книжные сериалы. Ключевое слово тут — выгодны. Догадываетесь? Сериалы в первую очередь выгодны издателям. Издателям, по большому счету, начхать и на творческие муки писателей, и на предпочтения читателей — все это интересует их постольку, поскольку позволяет продать больше продукции — будь то в бумажном или электронном виде. Да что говорить — если бы книги можно было продавать в виде каких-нибудь съедобных «конфет памяти» (как в той самой фантастике: съел — и генетически закодированный в шоколаде текст отправляется из кишечника прямо в мозг), издательства продавали бы и их. Удобно — каждый сериал отдельной коробочкой.
Но вернемся в реальность. Писателям, особенно тем, что талантом поскромнее, тоже удобно сериалить. Ничего по-новой придумывать не надо, сеттинг есть, герои есть, игральные кубики бросил пару раз — вот тебе и сюжет. Строчи себе свои крепенькие 13 авторских листов. Читатели — ну, я про них уже писал в самом начале. Тоже напрягаться не надо — все привычно, все прекрасно.
Вот только одна проблема: эта трехсторонняя схема писатель-читатель-издатель под общим девизом «не будем напрягаться» очень быстро начинает, что называется, «затухать». Старая проверенная истина — первые две-три книги почти любой многотомной эпопеи всегда лучшие. Исключения можно пересчитать по пальцам куриной лапы. Нехватку свежести авторы пытаются восполнит кто как: кто введением чудовищного количества новых персонажей (старых можно прикончить, а можно и оставить, главное самому не слишком путаться), кто построением головоломных хитросплетений интриг, кто еще чем. Кстати, вы замечали, что между номером произведения в серии и числом авторских листов есть прямая зависимость? Вот я об этом и говорю.
Но это еще пол-беды. В конечном счете, если автор талантом не обделен, то действительно может быть интересно. Но вот что делать, если с талантом как-то не очень? Ну вот получилась неплохая книжка, а тут издатель сразу подкатывает — давай-ка серию забацаем, тиражи, эксключивчик, продажи, роялти… Ну как тут устоишь?
И начинается многотомное жевание экшн-соплей. Из книги в книгу герои мотаются по каким-нибудь Полутемным Королевствам или Пустошам Мутантов, либо шинкуя супостатов в капусту верным топором, либо начиняя их пулями в цельнометаллической оболочке из любимого скорострельного штуцера (ТТХ штуцера в обязательном порядке прилагаются). Количество магии/патронов и демонов/мутантов (нужное подчеркнуть) должно находиться в приблизительном равновесии, но для создания иллюзии сюжета меняться по ходу очередного тома — сначала маятник должен обязательно качнуться в сторону нечисти, требующей уничтожения, и лишь в развязке (если вам повезло, и развязка в книге вообще есть) мощным рывком склониться в сторону боеприпасов.
Сами персонажи при этом обычно никак не меняются — ни психологически, ни еще как нибудь, разве что пару шрамов добавится. Фактически они выступают не столько самостоятельными фигурами, сколько посредниками между средствами и объектами уничтожения.
Про сериалы в стиле «школа магии» и «роман попаданки-ведьмы с благородным демоном» я писать не буду. Это вообще лежит за гранью литературного добра и зла.
Что тут скажешь? Безусловно, писать такую лабуду можно без особого труда буквально километрами — мозг-то не задействован. Вы же можете вести машину несколько часов подряд, не задумываясь, на одних рефлексах? Вот так и тут. Вопрос в другом — зачем? Зачем это писать, а главное — зачем это читать?
У вас есть ответ на эти вопросы?