Рыночная жизнь Toyota Yaris третьего поколения постепенно подходит к концу. Как и первые две модели, эта тоже нравится торговым представителям и автошколам. Но тот автомобиль, о котором мы сегодня поговорим, совершенно другой! Toyota Yaris GRMN определенно не является еще одним «eLK».
GRMN, или Gazoo Racing Meister Nürburgring
Начнем с расшифровки аббревиатуры GRMN.
GR - это Gazoo Racing или спортивный отдел Toyota. В прошлом у японского производителя были отдельные команды по гонкам и ралли. Несколько лет назад, при планировании возвращения в WRC, было решено создать одно подразделение, занимающееся всем автоспортом. Для Toyota это оказалось хорошо, потому что после двух лет стартов Gazoo Racing завоевала титулы в WEC(чемпионате мира по гонкам на длинные дистанции) и WRC (чемпионате мира по ралли). Особенно удивляет последний успех - ведь попасть в мир ралли и сразу покорить его непросто.
Удавалось это только самым лучшим - Lancia с самой успешной моделью в истории спорта Delta Group-A (чемпион мира 6 лет подряд - 1987-1992, группа A - тогда эквивалент сегодняшних раллийных автомобилей высшего класса WRC), или, совсем недавно, Volkswagen с моделью Polo WRC (4 подряд титула чемпиона мира 2013-2016).
Босс раллийной команды Томми Макинен внес большой вклад в завоевание титула чемпиона мира WRC 2018 Toyota. Он сам был гонщиком ралли и на рубеже веков четыре раза выигрывал Championship Crown. В настоящее время он единственный человек в истории чемпионатов мира по ралли, который достиг вершин и как участник, и как руководитель команды. При поддержке финнов, влюбленных в ралли, он создал команду, обреченную на успех.
Вторая часть аббревиатуры GRMN MN - Meister из Nürburgring. Каждый автолюбитель знает знаменитую гоночную трассу под Nürburgring на западе Германии. Именно здесь большинство производителей спортивных автомобилей совершенствуют свои конструкции. Наш герой тоже был создан в «Зеленом аду», как его называют автогонщики. «Был создан», не имеется в виду, что к обычному трех-дверному Yaris были прикреплены штампы GRMN. О нет, там было сделано гораздо больше!
Toyota Yaris GRMN – … из прошлого
Какой рецепт горячего hatch? Берем из автосалона маленький автомобиль, занижаем подвеску и добавляем мощный двигатель. Просто? Просто! Toyota Gazoo Racing сделала именно так, но продумала все до последней детали.
Был взят менее практичный трех-дверный кузов. Это естественный путь, так как отсутствие дополнительных отверстий в раме кузова делает его более жестким, но недостаточно жестким. Инженеры GR дополнительно усилили кузов маленькой Toyota вставив дополнительные стойки в заднюю подвеску и установив подкос между гнездами передней колонки.
Во-вторых, существенно изменилась и сама подвеска. Стандартные пружины и амортизаторы были заменены комплектом известной модели Sachs Performance. Но это еще не все! Штатные стабилизаторы Yaris были заменены на более толстые и жесткие элементы. Модификации пошли еще дальше и модель GRMN получила более укороченный рулевой механизм.
В-третьих - двигатель, который пошел под капот небольшой Toyota Yaris GRMN, вы не найдете ни в одной другой модели японской марки. 1,8-литровый четырехцилиндровый агрегат претерпел обширные модификации. В результате чего он достиг впечатляющей мощности в 212 л.с. и развивает крутящий момент 250 Нм. Это связано с механическим наддувом. Компрессор, конечно же с промежуточным охладителем, заставляет Yaris вести себя так же, как автомобиль с безнаддувным двигателем. Двигатель как сумасшедший разгоняется до красного поля тахометра и только вблизи него (7000 оборотов) раскрывает свой максимальный потенциал. Такими удивительными характеристиками силовой агрегат японского hot-hatch обязан инженерам из компании Lotus- да, той самой, что от культовой модели Esprit и Formula 1.
Четвертое - силовая передача. Двигатель Toyota Yaris GRMN соединен с колесами шести-ступенчатой механической коробкой передач. Все они очень короткие. Для достижения "первой сотни" необходимо всего лишь дважды дотянуться до рычага (что объясняет время "до" 6,3 секунды, необходимое для этого). Сама передача - это еще не все. Мощность на колеса поступает через дифференциал с механическим приводом типа Torsen. Он может полностью заблокироваться, давая вашему малышу Toyota максимальную тягу в любых дорожных условиях. Конечно, ничто не заменит полный привод, а у Yaris GRMN минимальная недостаточная поворачиваемость, но это делает каждый автомобиль FWD.
Пятое - вес. При снаряженной массе 1130 кг Toyota Yaris GRMN весит столько же, сколько компактный автомобиль два десятилетия назад, но все же намного меньше, чем его конкуренты. Например, Fiesta ST почти на сто килограммов больше, чем Yaris.
В-шестых - меньший вес - это еще не все и, конечно же, не забыты тормоза. На передней оси небольшой Toyota четырех-поршневые суппорты оснащены просверленными тормозными дисками. Их эффективность действительно высока и даже на трассе их сложно «утомить». Стоит упомянуть и про ручной тормоз, который все еще рычаг, а не бездушная кнопка!
Седьмое - водитель отвечает. Конечно, в Yaris GRMN имеется антипробуксовочная система, но ее можно полностью отключить. В этом случае движение автомобиля зависит от навыков вождения водителя и только ему решать, что можно будет сделать на следующих кругах гоночной трассы. Toyota заявляет, что с дорожными шинами Yaris GRMN становится непобедимым оружием каждый день на треке.
Toyota Yaris GRMN – больше таких, пожалуйста…
Старые правила проведения ралли FIA требовали, что производитель должен основываться на автомобиле, доступном в автосалоне. Для нас, поклонников автомобильной промышленности, это привело к появлению культовых автомобилей сегодняшнего дня, таких как вышеупомянутые Lancia Delta HF Integrale, Ford Sierra и Escort COSWORTH, Toyota Celica Turbo 4WD.
Сегодня правила несколько другие и производители нагло проталкивают нам автомобили как самые мощные Citroen C3 (110 л.с.) или Hyundai i20 (100 л.с.). Честь гражданских «раллийных машин» защищает Ford Fiesta ST с захватывающим дух трехцилиндровым турбодвигателем мощностью 200 л.с. Но приходит Gazoo Racing со своим Yaris и ставит всех в угол! И это только начало, потому что Toyota анонсирует новые модели, подготовленные GR. На внутреннем японском рынке можно купить GR-GT86, заднеприводный компактный седан GR-Mark X и всем известный GR-IQ - с турбонаддувом!
С ним MINI является «бабушкиным автомобилем»
Говоря о небольших маневровых автомобилях, которые доставляют удовольствие от вождения, первое, что возникает в голове, это мысль о MINI. У GRMN даже MINI JCW- бабушка! Шутки в сторону!
На практике это выглядит так. После запуска сразу заметно очень жесткое сцепление. Как будто это тросовое управление без рабочего цилиндра гидравлического сцепления. Так, что для включения передачи нужно использовать силу - это плюс!
Уже после первых нескольких километров чувствуется то, чего давно не было. Этой машиной нужно управлять, но на самом деле управлять, а не управлять, как в компьютерной игре. Вы должны все контролировать. Тяжелое сцепление, точную коробку передач и чувствительное к минимальному касанию рулевое управление. Ничто не пищит, не издает звуковых сигналов и не предупреждает вас иным образом, если мы делаем что-то не так, что-то опасное. Это ощущение аналоговой механики, как несколько лет тому назад.
Вышеупомянутая очень чувствительная система рулевого управления Toyota Yaris GRMN, конечно же, снабжена гидроусилителем, но вы этого совсем не чувствуете. Кроме того, передача информации с асфальта на руль и спину водителя настолько детализирована, что, проезжая палку диаметром с палец, вы почувствуете ее достаточно точно, чтобы определить, какой это палец!
Не менее безумна реакция на газ. Автомобиль кайфует, как будто на байке под капотом работает карбюратор, а не ультрасовременный впрыск! Начиная с самых низких оборотов, мощность практически не ограничена, а ее развитие настолько агрессивно, что вам нужно очень быстро тормозить, чтобы не превысить разрешенную скорость очень быстро. Сила везде и всегда! Даже при переключении на третью передачу сцепление легко ломается! И это при отлично работающем дифференциале Torsen. Вождение на последовательных передачах происходит со скоростью винтовки. Это, наверное, первый автомобиль, в котором после небольшой практики можно сделать это со скоростью коробки с двойным сцеплением! При этом ни о каком скрежете речи не идет.
Завершением всего является подвеска. О том, насколько она жесткая, не скажут сухие данные. Это нужно пережить и почувствовать на своем позвоночнике. Yaris, преодолевая очередные километры дорог, преодолевая все новые и новые повороты, постоянно информирует вас о любых неровностях, ухабах и, хотя бы минимальной грязи на асфальте! Когда мы ждем от автомобиля удовольствия - ни один другой автомобиль не даст нам его столько, сколько GRMN!
Нельзя не сказать и о тормозах Yaris. Их эффективность можно сравнить разве что с реальной раллийной машиной. По таким тормозам скучаешь, например, в Alfa Romeo Giulia. Между тем тормоза Yaris почти сразу ставят машину на "дуба". Более резкое нажатие на центральную педаль только увеличивает силу, с которой Yaris теряет скорость. Одним предложением можно сказать, что Yaris замедляется так же быстро, как и ускоряется.
Вождение не было бы полным без звука, который сопровождает двигатель. Во-первых, сам «звуковой генератор» имеет правильные четыре цилиндра и правильную емкость 1800 кубических сантиметров. Во-вторых - выхлоп тоже полностью несерийный. Практически по всей длине - это прямая труба с одним глушителем большего размера и одним концом, выступающим из центра заднего бампера. То, что он не поддерживается никакими громкоговорителями, очевидно, но тот факт, что он не запрограммирован на съемку с уменьшением, является небольшим сюрпризом. Конечно, кадры бывают, но не по заказу, как в других спорткарах. Чтобы услышать взрывы несгоревшего топлива, Yaris придется по-настоящему замучить.
Что, если мы хотим немного отдохнуть? К сожалению, в Yaris by GR такой опции нет. Эта машина такая, как описывалось выше… и только такая. Иногда хочется, чтобы в ней была кнопка «нормальный» или «экономичный», чтобы немного успокоить его и нормально съездить в кино или за покупками, или чтобы не приходилось кричать на пассажира рядом на трассе. Но нельзя… и это хорошо! Потому что Toyota Yaris GRMN - монстр, игрушка, картинг, безумец! Отлично!
Появление Yaris GRMN
Как отличить GRMN от автомобиля воспитателя детского сада? Начнем с того, что трех-дверных машин становится все меньше и меньше. Не очень часто встретишь у воспитателя детского сада на автомобиле черные 17-дюймовые кованые (!) диски BBS.
Такого же цвета крыша, зеркала заднего вида и большое заднее крыло. Явно заниженная подвеска. Из-под измененного заднего бампера по центру выступает огромная выхлопная труба. Наконец, нельзя не упомянуть о «макияже». Yaris GRMN покрыт красно-черной наклейкой Gazoo Racing, относящейся к Yaris WRC.
А внутри? Здесь тоже небольшие изменения произошли по отношению к гражданской Toyota. Установлена другая ручка переключения передач, рулевое колесо прямо от GT86 и часы, сделанные специально для GRMN. Водитель и передний пассажир сидят в ковшеобразных сиденьях, обитых алькантарой. Как-то так…
Жаль, но…
Все вышеприведенные характеристики составляют один, почти полностью аналоговый автомобиль. Автомобиль, не оснащенный электронными усилителями, автомобиль, как в недалеком прошлом, в котором самым важным элементом является связь между рулевым колесом и сиденьем.
Перефразируя классику: мы узнаем автомобиль не тогда, когда он заводится, а тогда, когда он финиширует.
Yaris III не похож ни на одну другую Toyota.
Чтобы узнать ещё больше нового и интересного, подписывайтесь на канал, ставьте лайки и не забывайте оставлять комментарии!