Найти в Дзене

Шпаргалки путешествуют. Село Ракитное, знаменитое своей ковровой фабрикой

И вновь Шпаргалки путешествуют. Мы отправимся в Курскую губернию (сейчас это Белгородская область).

Видите красным фломастером отмечен населенный пункт?

Это село Ракитное, знаменитое своей ковровой фабрикой.

Первые тканые ковры были обнаружены в гробнице египетского фараона Тутмоса IV, правившего в 1397—1388 годах до н. э.
Самый древний ковер, сохранившийся до наших дней, — Пазырыкский ковер. Он был соткан на рубеже V—IV века до н. э. Нашли его отечественные археологи на Улаганском плато (Восточный Алтай). Теперь он бережно хранится в Эрмитаже.

Селом с 1729 года владели князья Юсуповы. Вообще-то они владели обширными землями, что в южной, что в центральной России. Но знаменито село стало при Николае Борисовиче Юсупове, единственном сыне московского градоначальника Бориса Юсупова, масоне, действительном тайном советнике (тайном, то есть приближенном ко двору), директоре Эрмитажа... Да у него столько регалий, званий, государственных постов, что ни в сказке сказать, ни пером описать...

Во многих домах Курской губернии женщины дома ткали ковры. Все работы (прядение, крашение, изготовление основы) делали сами. Яркие красители также изготавливали сами из местных трав растений — коры ольхи, яблони, кожуры лука, петрушки. Из покупных красителей применялись только корень сандала и индиго.

Текстильное производство в силу хороших природных условий южной России приносило доход, вот почему князь основал здесь суконные и каразейные (каразея — грубая шерстяная ткань), швейные и ковровые фабрики, прядильные артели. И пусть большинство производств все же не окупалось, но владелец внимательно следил за производством, особенно за ковровой и швейной фабрикой в селе Ракитном, где производили ворсовые и безворсовые ковры.

Ковры ручной работы делятся на два вида — войлочные и тканые. Тканые изготовляют из пряденой шерсти, а войлочные из непряденой. Тканые ковры делятся на ворсовые, махровые и безворсовые гладкие. В России в основном ткали гладкие безворсовые ковры.

Поначалу на фабрике трудилось не более 10 человек, которые и изготовляли два-три ковра в год. На фабрике трудились как вольнонаемные, получающие жалованье и харчевые, то есть продовольствие, так и крепостные, жалованья и харчи не получавшие.

Жалованье 5 рублей, харчевых 2 рубля 82 копейки в месяц, 3 частей муки, 6 частей крупы, 24 фунта соли, 2 рубля на тулуп, 2 рубля на рубашки, 1 рубль на юбку, 5 аршин каразеи.
Крепостные получали месячину, а работникам ткацкой фабрики могли кроме месячины дать простое сукно на кафтан.

В материалах 1819 года имеется сообщение о прибытии из Москвы на Ракитянскую ковровую фабрику опытной коверной мастерицы Федоры Трусовой. Она начала обучать мастерству девочек, работавших на фабрике (на фабриках широко использовался детский труд, в одной из записей сказано, что на швейной фабрике работала 9-летняя девочка), а спустя три месяца после приезда стала управляющей фабрики.

Мастерице Трусовой скажи, что я благодарю за мастерство ее, а чтоб она и впредь старалась прилежать к сей работе и обучать девочек, как сама знает мастерство, выдай ей вознаграждение 50 рублей, а следующей оказией я пришлю ситцу на 2 платья. Также выдам и девкам, которые работали, присланный ковер, в награду по 10 рублей каждой и живописцу Котлярову сукна шленского на кафтан. Скажи им всем, чтобы старались успевать в работе ковров, и я впредь награждать их не оставлю. Мастерице Тусовой для работы ковров мастерством ее определить девочек, каких сама себе по способности и сколько набрать может из тех, которые находятся на простой коверной фабрике. Остальных же обратить в полотняную фабрику по окончании прежней выработки ковров.
Из письма князя Юсупова управляющему

Ковры были так хороши, что шли ко двору и даже заграницу. К 1831 году фабрика уже насчитывала до 50 мастериц с ученицами, и ткали они до десяти изделий.

Поля заполняли классическими орнаментами, помещенные в центре композиции создавали по картонам, выполненным с картин европейских художников. Князь лично контролировал эту работу.

Ковры из Ракитного отправлялись в Московскую канцелярию, оттуда на усмотрение князя Н. Б. Юсупова рассылались по его московским и загородным домам и на продажу. Ракитянская ковровая фабрика просуществовала не так долго. В 1831 году она была ликвидирована как не приносящая доход.

В 1840 году сын Николая Юсупова, Борис Николаевич, начал строить в Ракитном дворец. Зимой Юсуповы жили в Петербурге, Царском Селе и Москве, летом отдыхали в Крыму, а осенью приезжали сюда, в Ракитное.

Строился дворец шесть лет крепостными Бориса Юсупова. После Октябрьской революции имение было национализировано. С 2015 года в поместье Юсуповых работает музейная экспозиция, и каждый может посетить дворец, принадлежавший некогда самой богатой семье царской России.