Найти тему
Изучаю людей

В слезах в грязной луже

Я уже писала, и не один раз, про то, как родители боятся своих детей. Точнее, боятся их отрицательных эмоций. И нет,я не специалист в белом пальто. Я никогда не боялась детских криков и агрессии, но боюсь детского горя. И я до сих пор в холодном поту, когда вспоминаю, как рыдала моя семилетняя дочь в конце фильма "Весьегонская волчица" - волка жааалко!

Надо воспитывать в ребенке эмпатию? Надо! Хорошо это, что она пожалела волчицу? Да! Но это ж для меня, матери, совершенно невозможнаааааа.... 

Вот и не показывала я больше жалостливые фильмы. Уж не знаю, как там с эмпатией в итоге. Поэтому, дорогие родители, я вас прррекрасно понимаю, когда вы готовы в лепешку расшибиться, лишь бы деточка не плакала. И уж тем более вас бы не лупила тупым тяжёлым предметом. И не кусала бы острыми молочными зубками. И... И... И... 

Поэтому пишу эту статью, в общем. Чтобы и вам, и мне легче жилось. Чтобы вы поняли механизмы и пользу (да-да) детских слез, и чтобы вопль ребенка из логопедического кабинета не вызывал у вас желания немедленно снести дверь с петель. Всякое бывает, конечно, но мы психические отклонения у логопедов тут рассматривать не будем, мы про нормальных. 

Термин "ужасные двухлетки" знают многие родители. Хотел нажать на кнопку лифта первым, проехала машина не того цвета, банан сломалсяяяяя!!!!! И валяется детка в грязной луже, в слезах, соплях, заглушая сирену скорой помощи. Не у всех так ярко. Чаще и тяжелее - у безречевых. Двухлетка ещё может быть безречевым, это нормально. Но говорящий истерить будет реже - он может сообщить о желании. Что не отменяет сломавшегося банана, конечно. Что в этот момент происходит с психикой ребенка?

Психотравма - ответ неправильный 😉 Развитие происходит. До сей поры ребенок не особо осознавал себя как личность, отдельную от мамы, и свои желания - как свои. Вместе с появлением в речи местоимения Я приходят и вот эти все скандалы по поводу банана, и общий смысл этих, вроде бы, абсолютно разных поводов для истерики всего один - ребенок осознал ГРАНИЦЫ своих желаний. Мир не прогибается под очень маленького ребенка, и первый раз в жизни это осознать - настоящая трагедия. 

Луну нельзя снять с неба, хотя очень хочется. Банан не склеивается обратно, а как хотелось. Маму нельзя бить, хотя... Если очень хочется, то можно?

Боясь детских эмоций, родители готовы достать и луну. И многие в этом неплохо преуспевают, сводя скандалы к минимуму. Бей маму, только не плачь! Возьми игрушку вон того мальчика, он плачет, ну ничего, не ты же. Банан... А вон, смотри какая птичка полетела! Память маленького ребенка ещё кратковременна, и отвлечение пока работает. Удобно. Так что же получается?

Удобна кратковременная детская память? Ой, подольше бы удавалось отвлекать! Развитие - тормозим. Удобен вокруг ребенка мир - нет осознания границ своих желаний, которые рано или поздно должны во что-то упереться. Ну вот должны, это жизнь! Нет осознания границ - нет и осознания себя. Нет осознания себя - нет и развития мышления. Нет и речи. Смотрите куда мы загнали своих детей. Тормозим их на уровне одного года. Всего лишь - не давая вступить в кризис, который - путь к развитию. 

Так что же, пусть орет до посинения? Даже отвлекать нельзя?! Да, нельзя. И по жопе, как мне сейчас понапишут, тоже нельзя. И не обращать внимания - нельзя, вы же его опора!

Правильный путь один, и упрекайте сколько угодно в категоричности. Принять детские эмоции и контейнировать их с позиции сильного и любящего. Обнять, прижать. Проговорить - дорогой, ты очень хотел склеить банан, тебе так грустно! Иди, поцелую. И говорить, говорить, ласково и нежно, не пытаясь при этом немедленно начать что-то ДЕЛАТЬ. Поверьте, это не нужно. Вы все равно не склеите банан) Но дадите понять ребенку, что он не один, и это важнее банана. А ещё дадите понять, что взрослеть - не страшно. Мы же вместе.