В последующие годы в Тиши приезжали все новые семьи и заимка разрасталась. Среди вновь прибывших были семьи Самойловых, Гребенщиковых, Русаковых и Ярославцевых. (Я указываю фамилии переселенцев специально - в комментариях под одной из первых статей меня спрашивали о возможных родственниках. Тогда такой информации у меня не было, но сейчас, когда я ее нашла - вдруг кому-то из читателей моя статья поможет отыскать свои корни?)
Заимка расширялась, у детворы появлялись новые друзья, а у подрастающей молодежи все больше выбор для поиска второй половинки. Кроме того по тайге на территории Горного Алтая возникали все новые и новые поселения староверов. На границе Алтая и Горной Шории глубоко в лесах спряталась Заячья заимка (которую, кстати, тоже обнаружили совершенно случайно только в 1970 году).
А на левом берегу Бии разместился небольшой хуторок Дайбово. Если провести прямую линию через горы между заимками Дайбово и Тиши, то будет всего километров 150, но в Дайбово климат был намного мягче и заниматься хозяйством там было намного проще. И именно на эту заимку привели стежки-дорожки Карпа Лыкова в поисках жены, только будет это намного позже и поэтому это совсем другая история.
А мы пока вернемся на Лыковскую заимку, или, по-другому, в Тиши. 1913-й год стал знаменательным как для всей России, так и для маленького кержацкого поселка. Вот только причины были разные. Империя праздновала трехсотлетие Романовых на Российском троне, а в Тишах радовались первому меду с пасеки Галактиона Саночкина.
Мысль о собственной пасеке запала в голову Саночкину с самого первого дня приезда на заимку. Галактион внимательно изучил все растения вокруг поселка и пришел к выводу, что место для пчел вполне подходящее - росли тут и желтая акация с вербой для ранне-летнего взятка и иван-чай для основного. Стал тогда Саночкин думать, как пчел на заимку переправить.
Можно было привезти ульи из Таштыпа по реке на лодке, но путь этот был был долгим и небезопасным, и пчелы могли не выдержать. Можно было привезти на лошадях с Алтая - этот путь был короче всего, но физически тяжелее. И третьим вариантом было привезти пчел зимой из того же Таштыпа, но на санях. На этом пути Галактион и остановился. Загодя обговорил все с пасечником из Таштыпа, выбрал две хорошие, крепкие семьи и по весне пчелы загудели вокруг заимки.
За пять последующих лет пасека разрослась до 10 ульев. Меда хватало не только семье Саночкина, но и соседям тоже перепадало, что было очень приятным подспорьем, потому что староверы сахара не употребляли (Как мы помним, Агафья тоже сахар не принимает). Но, кроме меда, пасека давала еще два больших бонуса. Первым были свечи. До появления пасеки воск доставали с большим трудом, обменивая его "в миру". С появлением пчел на ежедневное использование свечей воска, конечно, не хватало, но праздничные службы теперь приходили при свечах, а не при свете лучины.
Ну а вторым бонусом стала медовуха. К сладкой воде, которая получалась после изготовления вощины, добавляли пергу и получали медовое вино - медовуху. Вообще староверы к пьянству не склонны - Вера запрещает. Но варить свою медовуху и употреблять ее в праздник даже церковный устав разрешает. Так что жизнь на заимке с появлением пасеки стала не только слаще, но еще и светлей и веселей.
P.S. Насчет медовухи - бывая в Горном Алтае, я пробовала ее, и это действительно очень вкусно. Так что можно сказать огромное спасибо алтайцам и староверам (сейчас сложно сказать, кто именно придумал рецепт) за вкусное и приятное вино.😉 Подписывайтесь на мой канал и я обязательно расскажу еще много интересного.