Здравствуйте! Наверняка, всем вам знаком хоть один пример режиссёра, который сыграл главную роль в своём же фильме. Но не страдает ли качество актёрской или режиссёрской работы? Как оценить всё со стороны и руководить процессом когда ты сам в кадре? Расскажу о своём отношении к таким режиссёрам, как они снимают и обменяемся мнениями. Приятного чтения!
Дорогие читатели, я продолжаю отвечать на ваши вопросы, которые вы мне задаёте в личных сообщениях. Вопросов уже накопилось порядочно и я прошу прощения, что не могу ответить всем сразу. Сегодняшний вопрос прислал Александр Ч. и звучит он так:
Здравствуйте, интересно Ваше мнение. Как Вы относитесь к режиссёрам, которые одновременно с режиссурой снимаются в главной роли, я думаю Вам знакомы такие люди?
Конечно, знакомы. Вопрос Александра, на самом деле, частенько вызывает бурные споры и обсуждения среди артистов и режиссёров. Многие мои коллеги уверены, что нельзя ни при каких обстоятельствах смешивать эти две профессии (актёр и режиссёр), ведь они совершенно разные. Мол, не может получиться достойный фильм или спектакль, если режиссёр ещё и сам играет. И, вы знаете, когда-то это было действительно так. (За исключением некоторых примеров) Сейчас я склонен считать, что может получиться хороший результат при таком подходе.
Но, только в кино, а ни в коем случае не в театре! Я два раза в своей актёрской жизни репетировал в спектакле, где режиссёр играл одну из ролей. Оба раза и репетиции, и результат были так себе. Возможно, есть мастера, которым удавалось поставить спектакль таким образом на достойном уровне, но мой опыт и опыт моих товарищей таких примеров не знает. Спектакль куда сложнее фильма или сериала и, в отличии от кино, режиссёр не может посмотреть со стороны на себя и всю команду, если он сам играет. Да, можно записать на видео, но это долго и сильно будет тормозить процесс. Ещё, никто не выстроит роль самому режиссёру, потому как сам на себя он критически не посмотрит. А нанимать второго режиссёра, как это делают в кино, театры не часто практикуют. Затратно, да и второй режиссёр должен уметь поставить на место первого. А вот в кино в таких случаях работает большая режиссёрская команда.
В кино режиссёр сразу после дубля видит готовый кадр и может переснимать его сколько угодно раз. Там, как правило, трудится целая режиссёрская команда. Несколько моих друзей снимались в фильме «Собибор» Константина Хабенского и рассказывали как шла работа. Хабенский очень кропотливо проработал каждую сцену перед съёмкой и сам прислушивался ко второму режиссёру. На площадке работали консультанты, педагоги и опытные операторы. К тому же, Хабенский не страдает «звёздной» болезнью и легко воспринимает критику и замечания. А это, как я считаю, главное в таких съёмках!
Многие режиссёры, снимающие себя в заметных ролях, никого не слушают. Например, Никита Сергеевич Михалков, который часто играет в своих фильмах, терпеть не может когда второй режиссёр чему-то его «учит». Михалков говорил, что на площадке может быть только один режиссёр. Но, надо сказать, Никита Сергеевич очень успешно совмещает актёрство с режиссурой. Просто он долго готовится к съёмкам, занимается раскадровками и, как он говорит, пока в его голове фильм полностью не сложится, не начнёт его снимать.
К сожалению, не все идут этим же путём. В дебюте Данилы Козловского в качестве режиссёра в фильме «Тренер» часто возникали задержки и некоторые споры со съёмочной группой. Фильм, кстати, получился неплохой, но мой друг, который там играл, рассказывал, что нервы на площадке часто зашкаливали. Конечно, упрямство Козловского - хорошая черта, но у него нет режиссёрского образования и многие вещи он просто не понимал. Он собрал сильнейшую команду из профессионалов, которые и сделали хорошее кино.
К сожалению, актёры часто становятся режиссёрами, вообще не представляя себе специфику профессии. Многими движет тщеславие и желание что-то кому-то доказать. Итак, можно ли совмещать режиссёрскую и актёрскую работу? Конечно, можно. Но такой режиссёр должен быть втройне ответственнее, иметь на площадке человека, которому доверяет на все сто, который сможет делать ему замечания и смело критиковать. Должна быть сильная команда. А самое главное - такое совмещение должно быть необходимым, а не желанием пиариться или что-то доказать. Актёры часто называют таких совместителей «многостаночники», потому как многие идут на совмещение чтобы заработать двойную ставку, а это противоречит искусству. Да и позёрство часто присутствует. А вы что думаете?
Надеюсь, ответил на вопрос. Пожалуйста, присылайте мне ещё вопросы - я очень люблю отвечать на них. Пишите свои мысли в комментариях, ставьте «лайк», если понравилась статья.
Удачи вам и хорошего кино!
Автор: Сергей Марочкин