Электрический привет! Наверно все уже в курсе что аккумуляторная батарея один из самых важных элементов в любом электротранспорте и в большинстве случаев - самый дорогой. От батареи напрямую зависит как дальность пробега, скорость электротранспорта и конечно на тягу и динамику влияет такой параметр как токоотдача. Лучший способ следить за соcтоянием батареи является "умная" Smart BMS, но что делать если её изначально на батарее нет или её установка экономически нецелесообразна в ряде конфигов? Большинство ориентируются на показатели вольтметра, примерно ориентируясь по вольтажу сколько ещё в батарее осталось заряда и на сколько километров его ещё хватит. Так поступают большинство электросамокатчиков и электровелосипедистов.
Однако это способ очень приблизительный, поскольку кривая разряда современных Li-Ion элементов не линейна, а более того отличается на банках от разных производителей, а в LiFePo4 аккумуляторах так и вообще по вольтажу не сориентируешься, там полка разряда горизонтальная.
Для того чтобы точно знать сколько в себя приняла батарея при заряде и израсходовала в поездке есть специальные приборы - ваттметры или кулонометры.
Они вам достоверно покажут не только текущий вольтаж, но и силу тока под нагрузкой, выдаваемую мощность и посчитают текущий расход в ватт/часах.
Перед тем как приступить к выбору ваттметра необходимо точно знать диапазон её рабочих напряжений, а также максимальный ток разряда который она может выдать, это нужно для корректной работы прибора ну и чтобы его банально сразу не спалить.
Ваттметр номер раз:
Это пожалуй самый простой и популярный вариант, поскольку подходит на распространённые батареи с вольтажом 36 и 48, и током до 100 ампер. Максимальное рабочее напряжение этой модели до 60 вольт, кстати их часто используют в модельных направлениях - машинки и прочие квадрокоптеры. Особенность данной модели что устанавливать его нужно в разрыв батареи и нагрузки, т.е. чтобы установить экранчик на руль - придётся тащить силовые провода от батареи и потом ещё в контроллер.
Посмотреть цены и отзывы: https://aliexpress.ru/item/4000049947397.html
Ваттметр номер два:
Этот прибор уже поинтереснее, подсмотрел у одного Youtube блогера на его самокате, тут уже имерение идёт до 200 вольт и тока в зависимости от шунта, на картинке например до 50 ампер. Такой подключать проще, шунт в разрыв от батареи к нагрузке, и проводок к самому экранчику в любое удобное место. Показывает он кстати много чего - вольтаж, ток, мощность, затраченную энергию, остаток ёмкости, время в движении. Вобщем такой подойдёт для большинства электробайков и самокатов (подберите только шунт правильно в комплекте)
Посмотреть цену и отзывы: https://aliexpress.ru/item/4000066645363.html
Ваттметр номер три:
Ещё один интересный ваттметр попался через поиск, тут принцип работы немного отличается от модели с шунтом - на силовой провод продевается индукционная катушка, в остальном все параметры батареи отображаются аналогично.
Посмотреть цену и отзывы: https://aliexpress.ru/item/4000173344828.html
Ваттметр номер четыре:
Идём по нарастающей, в этом ваттметре другая фишка, он безпроводной. То есть данные получает от шунта по радиоканалу, на сам экранчик нужно запитать от USB. Ну или к той же коробке с шунтом подключить по USB кабелю. Такая штука может быть применима в самых экзотических конфигах и рамах, смотрите сами, стоит ли переплачивать за навороты. Кстати в комплекте ещё идёт выносной термодатчик, можно воткнуть его в подмышку)
Посмотреть цену и отзывы: https://aliexpress.ru/item/32954632457.html
Ваттметр номер пять:
Ещё один крутой прибор, видел у известного многим электро обзорщика, тут фишка в том что данные с ваттметра можно вывести на экран смартфона по bluetooth. Но у некоторых эта функция глючит, жалуются на сырую реализацию, читайте внимательно отзывы перед заказом.
Посмотреть цену и отзывы: https://aliexpress.ru/item/4000407053088.html
* * *
Кстати пару вариантов из обзора я заказал для тестов, потом расскажу результаты тестов.
А какими вы измерительными приборами пользуетесь?