Найти тему
Две Войны

«Броня пробивалась даже винтовочным патроном»- 5 бесполезных советских танков времён ВОВ

Оглавление

Несмотря на то, что на момент начала Великой Отечественной Войны, в составе танковых войск РККА находилось более 15 тыс. танков, большинство из них являлось морально устаревшими и абсолютно бесполезными даже на начальном этапе войны. О пяти самых бесполезных танках СССР, я и расскажу в этой статье.

№5 Т-38 - плавающий танк

Одна из самых бесполезных боевых машин тех лет – она выпущена уже ослабленной, без запаса на будущие модернизации. Танк обладал тонкой бронёй – всего 9 миллиметров в самой «толстой» проекции. Да и в мореходности такой машины, задуманной как амфибия, у военных были сомнения. Малая скорость и отсутствие радиостанции не позволяло этому танку выступать даже в роли разведчика.

В то время конструкторам танков казалось, что малая машина, пусть и вооружённая только лишь одним пулемётом 7.62 мм и оснащённая противопульной бронёй – это хорошая идея для машины поддержки пехоты, да ещё и водоплавающая к тому же. На самом деле, толку от него было мало – его броня пробивалась даже винтовочным патроном бронебойного вида.

Единственными случаями, когда Т-38 мог принести пользу – это десантирование техники с воздуха, а также форсирование реки Свири в 1944 году. Десантировать более тяжёлую технику было на тот момент невозможно, а лёгкий танк, являвшийся скорее танкеткой – хоть какое-то подспорье для десантников. А форсирование реки Свири помогло успешному развитию Свирско-Петрозаводской войсковой операции, и это было фактически, последним случаем крупного боевого применения танков Т-38.

Кстати в одной из моих статей, были сведения, что перед Курской Битвой, Гитлер убеждал Геринга в необходимости переброски танков, авиацией. Многие мои читатели стали спорить, одни говорили, что информация ложная (хотя он была взята из мемуаров Гудериана), другие говорили, что Гитлер сошёл с ума. На самом деле, я считаю, что уже в то время, такие разговоры, да и сам процесс перевозки в теории были возможны. Ну если конечно говорить не про "Ягдтигр" к примеру. Простите меня за это маленькое отступление.

Танк Т-38 форсирует реку. Фото в свободном доступе.
Танк Т-38 форсирует реку. Фото в свободном доступе.

№4 Устаревший Т-26

Нельзя сказать, что этот танк был совсем неудачным – на конец 30-х годов он обладал достаточно мощным вооружением, но 1940 году безнадёжно устарел. Тонкая противопульная броня не представляла из себя никакой защиты, перегруженная подвеска и устаревшее на тот момент орудие, вкупе с малой подвижностью (объяснялось перегруженностью подвески и малой мощностью двигателя) не позволяли вести ни маневренного, ни позиционного боя. Именно по этой причине, за первые месяцы Великой Отечественной Войны потеряна большая часть танкового парка Т-26. Фактически, некоторые подразделения этих танков были захвачены непосредственно на грузовых платформах, откуда танкисты не успели даже разгрузиться.

Да, скорострельность орудия и пробивная способность снарядов пушки Б-3 позволяли поражать большинство немецких танков на дистанции прямого контакта. Но, повторюсь, маневренного боя на них вести не удавалось, в основном Т-26 действовали из засад или при поддержке других танков. Ремонт этих танков был прост, что позволило бы возвращать многие из них в строй, но на тот момент в рядах РККА не было достаточного количества техников и эвакуационной техники, потому и большая часть потерь Т-26 была небоевой.

Т-26 захваченный немцами. Фото в свободном доступе.
Т-26 захваченный немцами. Фото в свободном доступе.

№3 Танкетка Т-27

Концепция пулемётной боевой машины окончательно устарела ещё в 30-х годах. Но количество танков, выпущенных промышленностью, исчислялось несколькими тысячами единиц. В итоге, те танки, которые не принимали участия в боях, переоборудовались под артиллерийские тягачи, машины охраны или патрульные танки. В случае немцев, подобные танки использовались в полицейских подразделениях для антипартизанских операций. Ну в крайнем случае для разведки.

Главными недостатками танка, помимо тонкой брони являлась жёсткая подвеска, вызывавшая тряску (отчего ведение огня на ходу было практически бессмысленным), некомфортное размещение членов экипажа в машине – двигательный отсек никак не отделялся от экипажа. Ввиду внутренней тесноты, в экипажи этой танкетки (чем Т-27 и являлся) набирали только людей с небольшим ростом. Но это сыграло и свой плюс – низкий силуэт танка позволял тратить меньше времени на маскировку, и по этой причине, на начальном этапе войны эти танки часто использовали как замаскированный разведпункт, собирая сведения о противнике.

В открытом бою этот танк был полностью бесполезен – на дистанции в 50-100 метров, броня пробивалась патронами штатной винтовки Mauser, а на дальних дистанциях против них очень успешно действовала малокалиберное пехотное и артиллерийское противотанковое вооружение.

Танкетка Т-27. Фото в свободном доступе.
Танкетка Т-27. Фото в свободном доступе.

№2 Трёхбашенный Т-28

Этот танк нельзя назвать абсолютно бесполезной машиной – на момент выпуска, Т-28 имел адекватное бронирование и огневую мощь, но быстро меняющаяся обстановка в военном деле поставила крест на использовании этого танка.

Выпущенный с противопульным и противоосколочным бронированием, танк имел возможность «добронироваться» - на корпус машины крепились экраны, повышавшие шансы на выживание при встрече с мелкокалиберной противотанковой артиллерией противника. Три независимые башни – одна пушечная и две пулемётных позволяли буквально сметать со своего пути лёгкую технику и пехоту противника. Но это же и являлось минусом танка – кроме навесных экранов, никаким образом улучшить бронирование не представлялось возможным.

Минусы этого танка заключались не только в бронировании – перегруженная подвеска, которая часто выходила из строя, разрушающиеся рессоры и быстро выходящие из строя шестерни передач. Машины редко проходили заводской пробег без проблем, и часть машин уходила в войска с недоделками или откровенным браком – на завод обрушивался шквал рекламаций с замечаниями. Да, завод работал над исправлением технологического брака, даже добились каких-то результатов, но решить проблемы полностью не удалось.

В какой то степени, немцы повторили ошибку советских конструкторов, но правда уже во второй половине войны. Их здоровенные "вундервафли" в лице "Ягдтигров" и "Маусов" с огромной огневой мощью, оказались крайне бесполезными, в условиях, когда на поле боя мелькали практичные и простые в создании Т-34.

Танк Т-28. Фото в свободном доступе.
Танк Т-28. Фото в свободном доступе.

№1 Танк-линкор Т-35

Завершает список Т-35, «сухопутный линкор», как его иногда называли. Причём достаточно оправданно – танк был огромным, тяжёлым и неповоротливым. Имел пять башен, в теории создавал стену шквального огня и сметать всё на своём пути, благодаря адекватному на момент бронированию толщиной до 50 миллиметров и серьёзному вооружению – 76.2 мм пушка КТ-28, две 45 мм пушки 20К и до семи пулемётов ДТ. Вроде бы отличные боевые характеристики, но почему машина попала в этот список?

Проблемы машины была классической, и начались ещё на стадии испытания прототипов – двигатель танка оказался откровенно слабым для 58-тонной машины. Мощность двигателя составляла 500 лошадиных сил, и работая на пределе возможностей, двигатель позволял тяжёлому танку развить максимальную скорость в 29 км/ч по шоссе, и не выше 14 по пересечённой местности.

О самых бесполезных танках Вермахта, можно читать здесь.

Пять башен, расположенных по кругу, создавали невозможность корректировки огня и демонстрировали нерасположенность к централизованному командованию танком. Всему виной стала нехватка обученных танкистов, способных самостоятельно выбирать цель, а командир не мог одновременно управлять огнём пяти башен.

Всё же, главным врагом против Т-35 в Великой Отечественной Войне стали не немецкие танки и противотанковая артиллерия, а конструкторы – танки были малонадёжны, один только эпизод с использованием танков в 34 автобронетанковой дивизии СССР говорит о многом. Один из маршей этой дивизии стал последним для почти всех Т-35 в составе соединения.

О воспоминаниях ветерана-танкиста СУ-152 можно читать здесь.

-6

Разумеется, данный список отражает лишь моё субъективное мнение, и его можно дополнить или сократить.

Подвести итог можно, назвав одной из первопричин выпуска столь неудачных танков малый опыт конструкторов в танкостроении, а так же изменения формата войны, с позиционной (как это было в Первую Мировую, на манёвренную). Но без ошибок никогда не будет идеального результата.

Спасибо за прочтение статьи! Ставьте лайки , подписывайтесь на мой канал и пишите, что думаете - всё это мне очень поможет !Подписывайтесь на канал "Две войны " в телеграмм

А теперь вопрос читателям:

Как Вы считаете, какие ещё танки заслуживают места в этом списке?