Эта статья продолжает цикл моих текстов о понятной психологии. В них я постараюсь сгладить различия между психологией научной, с ее не всегда понятным языком, и психологией популярной, которая описывается языком не вполне научным. По сути, моя цель – рассказать о сложном понятно.
Способ познания мира
Возбуждение и отвращение – два чувства, с помощью которых ребенок познает мир. Это наша эмоциональная база, фундамент, на котором мы строим отношения с со всем, что нас окружает. И «возбуждение» здесь не предполагает только сексуальный контекст.
Что такое возбуждение? Это подъем энергии, когда нас к чему-то влечет. Его можно испытывать, например, из-за интересной книги, новой квартиры, крупной суммы денег – во всех случаях это будет называться возбуждением. Отвращение – обратный процесс.
Испытывая отвращение или возбуждение, ребенок познает, что для него хорошо и что плохо в окружающем мире. Например, лицо улыбающейся матери, ее тепло, запах молока вызывает у ребенка возбуждение. А отвращение он может испытывать к дурно пахнущему деду, который трогает его шершавыми холодными пальцами и говорит: «Ух ты, кто у нас тут появился?». Родители обижаются на эти непосредственные проявления возбуждения и отвращения. И вот тогда, в раннем детстве, начинается то, что называется искажением базовых процессов восприятия окружающего мира.
Польза отвращения
Ребенок ведет себя спонтанно. Он тянется к тому, что его действительно привлекает, а отстраняется от того, что вызывает отвращение. И для нас, культурных и социально адаптированных взрослых, непосредственное детское отвращение часто непереносимо. Ведь мы привыкли врать себе, врать окружающим, избегая прямого и честного: «Фу!». Мы не позволяем себе показать такую реакцию и не хотим видеть, что сами вызываем ее у кого-то.
Из-за этого появляются искажения. Значимые взрослые, которые нас окружают в детстве, говорят, что испытывать отвращение - неправильно, неприемлемо. Когда мы его испытываем и демонстрируем это, они обижаются, злятся и учат нас, что так себя вести нельзя. Как будто изображать возбуждение там, где мы чувствуем отвращение, и наоборот – это правильно.
Один мужчина рассказал мне о том, что произошло с ним в детстве. Вместе с родителями он приехал в гости к какой-то «тете», она кормила их невкусной едой. Он не хотел и отказывался есть, говоря, что это невкусно. А мама шипела: «Ты что! Так нельзя! Она же обидится!» Все мы помним этот родительский разъяренный шепот. Ребенку пришлось затолкать в себя «угощение», в конце концов его вырвало, и он оказался еще более виноватым.
Подобные истории учат детей не проявлять отвращения или даже не испытывать его к тому, что им действительно неприятно, будь то еда, другие люди, форма одежды, слова, крики и так далее. Интроекции родителей искажают наше восприятие. И то, что должно вызывать у нас желание дистанцироваться, внезапно становится основанием для возбуждения. Как будто нас теперь должно тянуть к этой «тете» с невкусной едой, как будто теперь мы должны обожать тушеную капусту или манную кашу с комочками.
Большая путаница
Во взрослом возрасте это проявляется очень по-разному. Это базовое, фундаментальное нарушение готово проявиться в каждую секунду нашей жизни. В лучшем случае мы остаемся бесчувственными к тому, что нам отвратительно, а в худшем – принимаем собственное отвращение за возбуждение.
Клиентка поделилась своей историей: однажды она пошла в клуб и встретила там мужчину, первый контакт с которым был весьма странным. Она пристально на него смотрела, он повернулся к ней и сказал примерно следующее: «Что ты на меня смотришь? Сейчас я тебе рожу разобью». А к концу вечера она поехала к нему домой и затем стала с ним жить. Что же с ней произошло? Почему его неприкрытая враждебность и агрессия внезапно вызвали у нее прилив чувств? «К концу того вечера я знала, что выйду за него замуж», - призналась она. И действительно, она вышла за него замуж, родила ребенка. И сейчас скрывается от мужа с помощью полиции, потому что он преследует ее. Мужчина оказался агрессивным психопатом.
Подобная путаница возбуждения и отвращения происходит повсеместно. Почему-то внезапно мы полюбили протертые овощи. Почему-то нас тянет испытывать колоссальные физические нагрузки в тренажерном зале. Почему-то нам начали нравиться люди, которые вызывали у нас отторжение, фильмы, книги, предметы, интерьеры, одежда... Нарушение «фундамента», на котором строятся наши отношения с миром, мешает в нем ориентироваться и приводит нас к жизни, которая уже почти целиком вызывает у нас отвращение. Однако нам кажется, что именно так все и должно быть.
Возбуждение – это нормально
С возбуждением тоже все не просто, потому что мы воспитываемся взрослыми, у которых уже есть это фундаментальное искажение. Они могут считать отвратительным то, что вызывает у ребенка возбуждение.
Начнем с самого простого примера: малыша привлекают какашки, но матери это неприятно. И она сообщает ребенку, что подобное возбуждение омерзительно. Или, например, девочек и мальчиков в возрасте около пяти лет начинают интересовать гениталии противоположного пола. Настает «время снятых трусиков», когда дети демонстрируют гениталии, любуются, знакомятся, удивляются и таким образом познают мир, в котором есть два пола. Но это тоже может быть отвратительным для их воспитательниц и мам.
Третий пример - детская мастурбация, которая тоже может выглядеть «психическим нарушением». Иногда к специалистам приходят мамы, которые говорят: «Мой сын мастурбирует, с ним что-то не так». Когда психолог начинает разбираться, выясняется, что с ребенком все в порядке, это нормальное детское явление.
Однажды ко мне привели мальчика и сказали: «Сделайте с ним что-нибудь. Воспитательница сказала, что он гомосексуалист». Мальчику в тот момент было всего четыре года. И когда я начала выяснять, оказалось, что мальчик гиперактивный и дома он с полутора лет не спит днем. А в садике его заставляют спать, он лежит на крайней кровати около стены. Что делать ребенку в детском садике в тихий час, когда он не может спать? Разговаривать нельзя, все соседи уснули, игрушками пользоваться нельзя, с кровати вставать нельзя, все обои изучены – ему остается только получать удовольствие от собственного тела. Но для его воспитательницы это «мерзко». И она выдает матери вот такую дикую идею: ее сын уже сейчас начинает интересоваться своими половыми органами, а значит, у него какое-то нарушение, и он нуждается в лечении. И сама мама тоже в это верит, потому что и у нее нарушена базовая ориентация возбуждение/отвращение. Она не способна воспринять возбуждение сына как нечто нормальное и естественное просто потому, что она не способна так же воспринять свое.
Запреты на возбуждение приводят современного взрослого человека в очень интересную ситуацию. Мы часто не занимаемся тем, что нас привлекает по-настоящему, – мы склонны переводить это на уровень фантазии. Мы можем позволить себе помечтать о тех занятиях, которые нас возбуждают. Но заниматься позволяем себе теми, которые вызывают отвращение.
Например, фантазия о том, чтобы заняться пчеловодством где-нибудь на ферме, может вызывать у человека сильное возбуждение. Пчелы, свежий воздух, улей, мед… Он и правда может этого хотеть. Но при этом заставляет себя работать в офисе, потому что мечта о пасеке ему может казаться детской, нереальной или глупой. То есть он будет заменять возбуждение на отвращение, отвращение на возбуждение и останется офисным работником вместо того, чтобы ухаживать за собственными пчелами.
«Хочу, но не буду» и «Буду, но не хочу»
Очень часто это проявляется в сексе. Например, у современных женщин есть такая тенденция: не заниматься сексом, когда они испытывают возбуждение, а заниматься им только тогда, когда возбуждения не испытывают. Это может звучать дико, но это действительно так и происходит. Женщина делает секс таким осложненным, зависящим от множества условий, что никакого возбуждения уже не остается. Для того, чтобы им заняться, ей нужно прийти пораньше, не поесть, чтобы желудок был пустой, побрить ноги, принять ванну, перестелить постель, надеть чистое нижнее белье… После таких усилий и такого контроля возбуждения уже не остается, а наоборот хочется спать. А в моменты, когда возбуждение было бы естественным, ей кажется, что это отвратительно, и сейчас она заниматься сексом не будет.
Мы делаем очень странные поступки и выборы из-за того, что путаем возбуждение и отвращение. Выбираем себе партнеров, которые нам не нравятся, занимаемся делом, которое нам не интересно. Мы переводим все свое возбуждение в область фантазий и ведем жизнь, в которой нет ничего, что доставляло бы нам истинное удовольствие. Именно потому, что в ней не остается места возбуждению.
Чтобы возвращать себе право заниматься тем, что нам действительно нравится, быть с теми, кто нам действительно приятен, нам придется вернуться к той самой базовой ориентации в окружающем мире. Придется научиться заново слышать свое возбуждение или отвращение. «Хочу я сейчас яблока или жареную картошку? Хочу пойти гулять или посмотреть сериал?» И тогда у нас появится возможность вернуться к собственным естественным детским реакциям и наладить свою жизнь.
Снова слышать себя
Этот путь не будет простым, потому что замещенные, искаженные возбуждение и отвращение могут мешать нам по нему пройти. Нам может казаться: если позволить себе хотеть жареную картошку, то мы не остановимся и будем постоянно есть фаст-фуд, а в конце концов станем весить 160 килограммов и умрем в расцвете сил, угробив здоровье. Но эти выводы – тоже результат смещенного возбуждения и отвращения. На самом деле еда, которой мы действительно насытились, начинает вызывать отвращение. И для того, чтобы вернуть себе возбуждение, нужно вернуть и отвращение тоже. Дать себе право остановиться тогда, когда то, чего мы хотели, перестает нам нравиться.
Например, мой друг рассказывал, что он очень хотел пельменей. Две недели он ходил и думал о них. Наконец, купил себе целый килограмм, сварил, объелся и уже два месяца их видеть не может. Таким же образом мы поступаем со своим возбуждением: либо не замечаем, либо не останавливаемся вовремя. Но можно жить по-другому, если вернуться на естественный детский уровень: «Это я хочу, к этому меня влечет. А этого не хочу, потому что это отвратительно».
Будьте естественными и счастливыми!