Виктор Цой-личность, безусловно, культовая. Причем его культовость-явление вполне измеряемое. Большинство людей, знающих о Цое, не слушало ни одной песни группы "Кино", за исключением всем известных хитов, исполняемых по пьяной лавочке у подъездов, в электричках и уличных переходах.
Нетрудно догадаться, чем наш герой заслужил такую славу. Он и при жизни был востребованным персонажем, а после трагической гибели, вовсе стал легендарным персонажем, заслужив вечную ауру русского Кобейна. Но ненавистников Виктор оставил после себя не меньше, чем почитателей. Попробуем разобраться, за что же так не любят Цоя и группу "Кино".
Традиции русской смерти всегда работают одинаково. Те же самые люди, которые при жизни принижали значимость Цоя, указывая на его посредственность и легкомысленность, считая его чуть ли не эталоном дурновкусия после смерти переобулись. Тут же начались переосмысления наследия, вдруг пришло осознание, стали писать какого великого поэта и человека мы все потеряли. Тот же Эдуард Лимонов, при жизни, давно воспринимался в качестве выжившего из ума старикашки. После смерти снова обрел заслуженные, но растерявшиеся, лавры великого русского писателя. С Цоем вышло не совсем так, но вполне похоже и в соответствии с этими традициями.
Злополучный Икарус, слишком близко подлетевший к звезде по имени Солнце, практически мгновенно придал музыканту статус почти святого. "Стеной Цоя" становилась каждая стена, на которой было выцарапана, понятная любому представителю "говнарского" движения, фраза-"Цой жив!".
И ладно бы, если небогатую дискографию группы заслушивали в хлам. Такие, безусловно были. Но большинство адептов редко заходили дальше "Кукушки". Конечно, такое лицемерие не может не раздражать. Но сказать ничего нельзя-оскорбишь легенду.
Люди, ненавидящие Виктора Цоя в этом смысле, говорят о нем не как о человеке, а о неком культурном феномене. Есть такое понятие-"Виктор Цой" -и, почему-то, его нужно непременно уважать.
Но это лишь один из аспектов нелюбви к нему.
Второй, и, возможно, главной причиной, является плагиат. Как и всякая позднесоветская рок-группа, музыканты группы "Кино" вдохновлялись западными образцами. Иногда это настолько очевидно, что сейчас даже стыдно.
Но нужно отдать должное Цою и Каспаряну- они воровали в нескольких местах сразу, что говорит о широком разнообразии вкуса и музыкальной "начитанности".
Если "Агата Кристи" была чистой калькой с The Cure, а в произведениях группы "Ария" тяжело не услышать очень плохую версию "Iron Maiden", то группа "Кино" были гораздо хитрее. У английских легенд пост-панка The Cure и The Smiths они воровали примерно поровну. Если нужна была мрачная атмосфера-писался готический мрачняк на мотивы Роберта Смитта, вторые же шли в ход, если нужна была жизнеутверждающая ирония.
Иногда у "Кино" таинственным образом совпадали даже темы песен. "Когда твоя девушка больна" и Girlfriend In A Coma", конечно, не одна и та же песня, но я не думаю, что это совпадение.
Тем более, если учесть, что "Это не любовь", практически в чистую копирует "Reel Around The Fountain" группы The Smiths.
Что бы ни говорили фанаты "Кино" и Виктора Цоя, но наличие заимствований в творчестве группы- такой же медицинский факт, как и то, что воровать -нехорошо. И вся критика в этом направлении, по моему мнению, абсолютно оправдана.
Другое дело, что на тогдашней советской сцене адаптировали западную музыку практически все. Это было что-то, типа "Я тоже так хочу". Если бы по какому то стечению обстоятельств, братьям Самойловым не подкинули пластинку "Disintegration", то "Агата Кристи" так бы и играла никому ненужный арт-рок про гномов-каннибалов. Коллективы, ни разу не поиманные на плагиате, если таковые имеются, приятное исключение.
Почему же тогда столько претензий именно к музыке Цоя и "Кино"? Отчасти, из-за первого пункта, из-за священного статуса. Во-вторых, копировать можно по-разному. Адаптировать стиль и звучание под советские реалии-не стыдно. Как это теперь называется, оммаж, знак признательности. Другое дело, что копировать и музыку и стиль-ужасно стыдно.
Третий пункт претензий "киноненавистников" сводится к тому, что группа "Кино" сильно переоценена. Вообще, влияние и наследие-очень сложный вопрос. Если взять цифры всевозможных концертов памяти, количество трибьют-сборников и разных других упоминаний, то Виктор Робертович Цой и "Кино" заткнут за пояс любую позднесоветскую рок-группу, особо не напрягаясь. Даже Егор Летов не в состоянии конкурировать с Цоем по узнаваемости.
Даже мое знакомство с русским роком, по сути, началось именно с "Кино". Когда отец принес магнитофон, и к нему кассеты, на трех из них были записаны альбомы Цоя.
Но, говоря об узнаваемости, мы касаемся исключительно популярности, народной любви. На деле же, в кругу знатоков и ценителей- "Кино" пользовались меньшим вниманием, чем другие представители ленинградского рок-клуба, причем даже таких прямолинейных, как "Алиса". А на фоне "Аквариума" "Кино" и вовсе выглядело, как несмешной анекдот.
Цой, несомненно, повлиял на огромное количество малообразованных любителей рока. Но его влияние на российскую музыкальную сцену ничтожно, по сравнению с БГ и Летовым. Хотя, у Цоя несравнимо большая популярность.
"Кино" было стадионной рок-группой своего времени. Самым попсовым выбором в жанре. Человеку, испачкавшему стену надписью "Цой жив!", это конечно, не объяснишь. Он либо дойдет до этой мысли самостоятельно, либо так и останется с "Группой Крови" в наушниках.
Кстати, теперь, наконец, о песнях.
Прям чувствую, как Ваши ладони превращаются в кулаки.
Виктор Цой несет ответственность за один из самых чудовищных дворово-переходных хитов. Уличные музыканты, не осознающие собственного грехопадения, бесстыдно играют "Кукушку", "Пачку Сигарет", "Звезду по имени Солнце". Проблема этих песен в том, что они плохи, даже по меркам группы "Кино". Но музыкант в переходе просто не в состоянии сыграть тревожную чернуху, вроде "Транквилизатора".
Да, так часто бывает, самые популярные песни у группы-как раз самые отстойные. Radiohead и Creep, Nirvana и Smell like Teen Spirit, Blur и Song2. Винить в этом стоит не столько музыкантов, сколько отвратительный вкус их фанатов.
К сожалению, каждая из этих песен переживет последнего человека, дослушавшего дискографию "Кино" до конца. А самого Виктора Цоя будут вечно винить за то, что он завещал нам пить гадкий рассол от огурцов, посаженный на сами знаете каком поле.
К сожалению, так выглядит расплата за популярность и доступность, породившая орды подражателей с гитарами. Все это, от вторичности, до статуса "священной коровы", и составляет образ Цоя, каким он останется в истории. Полулегендарная личность, канонизированная непонятными и неприятными людьми.
Видимо, в этом и есть его феномен.