Чтобы аудитория запомнила презентацию, нужно уделить особое внимание голосу. Мы составили небольшой алгоритм, который поможет настроить правильно этот инструмент.
Шаг 1. Обращаем внимание на тембр
Тембр голоса играет первостепенное значение. Причём для разных профессий и тематик важен свой тембр.
Согласно множеству исследований, голос напрямую связан с тем, как люди воспринимают друг друга. Среди них — работа профессора политологии в университете Майами Кейси А. Клофстада (Casey A. Klofstad).
Эксперт отмечает, что люди с более низким голосом чаще занимают выборные должности. Другими словами, таким людям принято доверять — грудной голос ассоциируется с надёжностью и стабильностью. В то же время, более высокий — с лёгкостью, вдохновением и активной жизненной позицией.
Обладателей таких голосов часто приглашают рекламировать товары для красоты, IT-услуги, социальные программы и многое другое. Однако сегодня существует самые разные варианты, как использовать голос. И далеко не всегда тембр влияет на выбор темы.
Так, обладатели высоких голосов встречаются в качестве ведущих аналитических программ, а низкие голоса можно услышать в развлекательных шоу. Главное — посыл и эмоция, которые спикер вкладывает в сообщение.
Несколько лет назад специалисты Автономного университета Барселоны, лаборатории Инструментального анализа коммуникации, опубликовали исследование.
Согласно ему, глубокий тембр голоса располагает к себе слушателей и говорит о зрелости спикера. Но если тембр слишком низкий, он навевает негативные ассоциации. В то же время, твёрдый, уверенный голос заставляет поверить в том, что его обладатель — личность уникальная. При этом говорить нужно не только уверенно, но и громко. Иначе аудитория воспримет спикера как человека слабого, полагают эксперты.
Когда основатель SpaceX Илон Маск представлял инвесторам аккумулятор PowerWall, его тембр был довольно низким, но не слишком. И хотя голос выдавал лёгкое волнение, он был довольно громким.
Создавалось ощущение, что Илона Маска было хорошо слышно из любой точки зала. Именно такого эффекта нужно добиваться, если вы ставите цель — донести идеи до максимального числа людей. Мы обязательно, отдельно, расскажем об уроках выступления от Илона Маска.
При этом уверенная интонация и комфортная громкость важны и на других мероприятиях. Если послушать выступающих на Google IO Keynote (Google I/O’2019), можно заметить, что старший директор по продуктам Google Апарна Ченнапрагада (Aparna Chennapragada) тщательно выговаривает каждое слово, чтобы даже зрители на последних рядах смогли всё уловить. Её интонация нейтрально-доброжелательная, а тембр близок к низкому.
Шаг 2. Тренируем скорость речи
Помимо тембра для спикера крайне важна скорость речи. Она должна быть довольно оживлённая, но не слишком. Иначе аудитории будет сложно уловить суть выступления. При этом иногда, чтобы выделить отрывок, темп можно снижать. Но использовать такой приём лучше, как специю — не часто и только там, где требуется.
Сохранить хрупкий баланс между высокой и низкой скоростью можно, понаблюдав за известными персонами.
Например, с этой задачей виртуозно справляется американская телеведущая и продюсер Опра Уинфри. Иногда, чтобы сделать акцент на слове, она намеренно проговаривает его очень медленно.
Так, в 2013 году на вручении дипломов в Гарварде, когда теледива рассказывала о своём шоу, она подчеркнула: «И оно было успешным на протяжении 25 лет!». Опра Уинфри выделила голосом «25» и сделала небольшую паузу, чтобы усилить эффект.
Ещё один спикер, который с удовольствием использовал паузы и замедление, — Стив Джобс.
Например, на презентации iPhone в 2007 году сооснователь Apple произнёс, что ждал этого дня два с половиной года, а зал после короткой паузы зааплодировал. Не стала исключением и речь перед выпускниками Гарварда, в 2008 году.
«Моя биологическая мать планировала, чтобы меня усыновили образованные люди. Когда она узнала, что будущие родители не закончили университет, даже отказывалась подписывать документы. И подписала их только после того, как родители пообещали, что я пойду в университет. Через 17 лет так и произошло», — говорил предприниматель.
После этой небольшой истории он сделал паузу и оглядел зал. В итоге, возник мост доверия между спикером и аудиторией. Слушатели начинают вспоминать, как они поступали в университет, и находить что-то общее с выступающим.
Сегодня мы начали рассказывать вам, уважаемые читатели, как с помощью голоса, оратор может превратить свою презентацию из скучной в яркую, запоминающуюся и тем самым привлечь внимание к теме своего выступление.
В следующей части поговорим о громкости, тренировках голоса и об интонации. Полная версия статьи "Как влиять на аудиторию с помощью голоса" доступна в нашем блоге