Кладбище домашних животных - роман Стивена Кинга, написанный в жанре готической литературы и впервые опубликованный в 1983 году.
В романе «Кладбище домашних животных» очень много говориться о смерти, что неудивительно. Смерть - ключевая тема книги. Она заключена уже в самом названии и красной нитью проходит через все повествование.
В романе Кинг очень подробно описывает похороны Нормы Крэндалл, умершей от инсульта, и маленького Гейджа, погибшего под колёсами грузовика. Зачем он это делает? Чтобы ещё глубже погрузить читателей в атмосферу безысходности? Безусловно. Но это не все. Похожие на первый взгляд, в реальности эти похороны имеют ряд значительных отличий, которые важны для восприятия и понимания романа.
Смерть Нормы Крендалл нельзя назвать неожиданной: ей было много лет, она страдала от артрита, и у неё было больное сердце. К тому же, незадолго до ее смерти Кинг намекнул нам, что вскоре неизбежное случится. Смерть Нормы была естественной, чего нельзя сказать о Гейдже: он трагически погибает вскоре после одного из самых счастливых дней в жизни Луиса.
Пожилой/малыш, естественная смерть/трагическая гибель под колёсами грузовика - разница очевидна.
На протяжении всего романа Кинг акцентирует внимание читателя на болезненном отношении к смерти Рейчел и на ее стремлении отгородить свою дочь от всего, что так или иначе со смертью связано. Таким образом, похороны Нормы стали для Элли своего рода переломным моментом, некой чертой, которую в своё время не смогла перешагнуть Рейчел. Звучит, наверное, цинично, но для Элли происходящее было новым, а поэтому интересным. В конце концов, она была всего лишь ребёнком. Ее просьба быть осторожными и не уронить гроб с телом Нормы звучит трогательно и жутко одновременно, но она объясняет внутреннее состояние девочки, первый раз присутствующей на похоронах. Её интересовали определённые моменты, связанные с этим событием, и Луис отвечал ей. Да, Элли было грустно, да, она расплакалась в машине, но успокоилась ещё до того, как они приехали домой. А потом они с Рейчел пошли на кухню печь овсяное печенье.
На похоронах Гейджа все было не так. Никакого интереса Элли не испытывала, только скорбь. Это уже был не урок, но жестокая реальность, и подтверждало это фотография Гейджа, которую Элли везде носила с собой после смерти брата.
Как я уже говорила раньше, смерть Нормы была вполне естественной, поэтому и похороны прошли вполне естественно: люди скорбели, кто-то плакал, но эта была тихая, почти уютная скорбь. Все прошло именно так, как и должно было. Все самое страшное Кинг приберёг для похорон Гейджа, которые стали прилюдный ко всем тем ужасам, которые произошли потом.
Смерть Гейджа потрясла всех. Да, малыш не страдал, но мысли Луиса о том, как он бежал за грузовиком, натыкаясь на окровавленные вещи Гейджа, читать практически невозможно.
Зачем Кинг так детально описывает драку, которая произошла между Луисом и отцом Рейчел? Мне кажется, но нескольким причинам. Во-первых, чтобы нагнать жути, это все-таки роман ужасов о восставших из могилы мертвецах. Во-вторых, чтобы противопоставить похороны Нормы, которые прошли «как надо», похоронам Гейджа. И, наконец, чтобы объяснить читателю мотивы Луиса, решившего воскресить сына.
На фоне похорон Нормы, похороны Гейджа выглядят каким-то жутким гротеском, зато все, что происходит после, начинает казаться вполне логичным и даже неизбежным. Жуткие похороны - жуткое продолжение.
На похоронах Нормы присутствовало много людей, все они скорбели, но в пределах разумного. Родственники покойной, которые очень редко виделись с ней и Джадом, приехали, потому что этого требуют нормы вежливости. Луис пришёл поддержать друга, проводить в последний путь его жену, но все его мысли были заняты, по большей части, дочерью; Элли просто наблюдала за происходящим, подмечая детали, о которых потом планировала спросить у отца; Рейчел вообще не пришла, преследуемая воспоминаниями о смерти старшей сестры. Все понимали, что время Нормы пришло. Она прожила долгую и счастливую жизнь, финал вполне логичен.
На похоронах Гейджа все было не так: никакого логичного финала. Недоумение. Неверие. Ужас. Скорбь. Тупая злость.
И очень опасные мысли...
Если кто-то и хотел поскорее уйти, то лишь по одной причине: все происходящее было слишком ужасным. В закрытом гробу лежал малыш, которого протащило несколько сотен метров под колёсами огромного грузовика. У Джада был выбор, закрыть гроб во время прощания или оставить его открытым; Криды были лишены этого выбора.
В день похорон Нормы Луис занимался любовью с женой, уже после того, как их дети уснули, но продолжал думать о Норме, чьё тело осталось лежать в часовне до весны. Мысли не совсем нормальные, но вполне объяснимые.
В день похорон сына Луис думал о кладбище домашних животных... мысли совсем ненормальные.
Как выяснилось, это не Рейчел оказалась не готовой к смерти, а сам Луис.
Таким образом, прощание с Нормой стало своего рода холстом, на фоне которого Кинг нарисовал похороны Гейджа, превратив их в страшную историю с очень плохим финалом...
Спасибо, что дочитали статью до конца 🌺.