Найти тему

Крылья Герни. История гонщика и конструктора, которого опасался Джим Кларк

В 2005 году, за несколько дней до Инди-500, меня пригласили на частный ужин, на котором собирались победители гонки в Индианаполисе. И плюс еще один человек. Хотя лица Дэна Герни нет на трофее Борг-Уорнера (он дважды финишировал в Инди вторым), нельзя было забыть о нем. В конце концов, в руках других гонщиков его машины Eagle побеждали в легендарной гонке несколько раз.

Герни в свои 84 года вернулся в Индианаполис прежде всего, чтобы посетить этот ужин, а ранее в тот же день после прилета у него случился сердечный приступ, и его доставили в больницу. Когда он вошел в ресторан, как всегда, улыбаясь, радость была неподдельной. Он сказал: «Они использовали дефибриллятор, чтобы вытащить меня, я в порядке, я бы точно не пропустил вечеринку!» Напугало ли его это? «Черт, нет, конечно! Спа в дождь – вот, что пугало меня…»

Когда Герни умер в 2018, мир автоспорта скорбел, ведь он был не только прекрасным гонщиком, но и человеком, которого любили и почитали. Через несколько дней я был в Дайтоне, и, когда одна из его машин для CanAm проехала почетный круг по трассе, у многих были слезы на глазах. Он был необычным человеком.

Крис Эймон, Дэн Герни и Джеки Стюарт
Крис Эймон, Дэн Герни и Джеки Стюарт

Хотя он прожил почти всю свою жизнь в Калифорнии, он родился на Лонг-Айленде в Нью-Йорке. Там он и заразился страстью к гонкам: «Индианаполис – это явление, да, но я прочитал книги Джорджа Монкхауса о довоенных Mercedes-Benz – я был фанатом европейских гонок. Когда я начал гоняться в 1955 на Triumph TR2, я отслужил в Корее, и мне было 24 года. Затем я гонялся на Porsche Speedster, Corvette, но прорыв случился за рулем 4.9 Ferrari Фрэнка Арсиеро».

Герни сразу был быстр и набирал ход. В Маранелло же после каждого уик-энда всегда телеграфировали вести о том, что кто-то хорошо гоняется за рулем их машин, так что успехи Дэна привели к тому, что он получил место в North American Racing Team в Ле-Мане 1958.

И хотя Герни не гонялся много, он решил остаться в Европе на какое-то время. Он увидел последнюю гонка Хуана Мануэля Фанхио в Реймсе, но в тот день больше говорили о Луиджи Муссо, который разбился в погоне за Майком Хоторном. Оттуда Герни отправился в Сильверстоун, где победил Питер Коллинз, а затем на Нюрбургринг, где Коллинз погиб. За месяц разбились два гонщика Ferrari…

Дэн Герни за рулем Brabham
Дэн Герни за рулем Brabham

Для молодого человека, который хотел стать частью этого мира и этих гонок, такие события могли иметь сокрушительный эффект. Герни говорил: «Это не останавливало меня, но я начал понимать, что я хочу заняться очень серьезным и опасным делом…»

В конце года Дэн получил вызов в команду: «Я помню, как отправился в Модену на тесты с командой. Там никого не было, только Энцо и еще несколько парней, все с большими шляпами и черными пальто. Я был немного напуган Феррари, вокруг него была особая аура, и мне казалось, что он хотел, чтобы так и было, но у меня никогда не было проблем с ним. В моем контракте на 1959 говорилось, что я буду получать $163 в месяц, так же я получил «стартовую сумму», которая нигде не была прописана и билет до Милана – как я мог отказаться от такого предложения? На самом деле, я никогда не придавал большого значения деньгам. Я думал о том, что я профессиональный гонщик, и мне этого хватало».

Поначалу Герни управлял только спорткарами Ferrari, но в июле состоялся его дебют в Ф1 в Реймсе. Это была лишь 23-я гонка в его карьере, и, хотя он сошел, впереди последовала череда хороших результатов. Но к тому моменту он уже решил двигаться дальше. «Я не мог не видеть, что Ferrari оставалась верна переднемоторным машинам. Будущее было за заднемоторными машинами, так что перешел в BRM, которые, как казалось, были на подъеме. Большая ошибка. Если бы я остался еще на год с переднемоторными машинами, я бы был готов к перевороту, который готовили в Ferrari в 1961! В следующей жизни я так и сделаю…»

Джим Кларк, Колин Чэпмен и Дэн Герни за обсуждением в Индианаполисе
Джим Кларк, Колин Чэпмен и Дэн Герни за обсуждением в Индианаполисе

Сезон с BRM был полнейшим разочарованием, но в 1960 были и хорошие моменты. На гонке 1000 км Нюрбургринга Герни разделил победу с Стирлингом Моссом за рулем Maserati Tipo 61. «Стирлинг был просто лучшим, не так ли? Мы все это знали. Он был тем, кого тебе надо было победить, а потом так же было с Джимом Кларком. Я гонялся против многих великих гонщиков в разных категориях, но я всегда возвращался мыслями к Стирлингу и Джимми».

В 1961 Герни присоединился к Porsche, а в следующем году одержал единственную для марки победу в Руане, перед тем как перешел на три года в Brabham. В то время доминировали Кларк и Lotus, но в отдельные дни Герни невозможно было превзойти. Он всегда был хорош на таких трассах, как Нюрбургринг или Спа. В 1964 он лидировал в Бельгии с отрывом в 40 секунд, но у него закончилось топливо. И хотя он очень любил гонки в Европе, Инди-500 так же его привлекала. Впервые он гонялся там в 1962. Его машина была не особо конкурентоспособной, но Дэн смотрел в будущее, и он пригласил на гонку Колина Чэпмена, просто взглянуть. В следующем году Lotus приехали на Инди-500 и, хотя Герни и сошел с дистанции, Кларк приехал вторым, а через два года шотландец победил.

Победа Дэна Герни вместе с Ford в Ле-Мане
Победа Дэна Герни вместе с Ford в Ле-Мане

К тому времени Дэн решил, что тоже хочет строить машины, и таким образом в 1966 название Eagle появилось в мире автоспорта. Компания строила машины и для Индикара, и для Формулы 1. Когда речь шла о неудачах, то Герни мог сравниться разве что с Крисом Эймоном, но в 1967 все сошлось как нельзя лучше для Дэна. В Ле-Мане он был в победном экипаже Ford ЭйДЖей Фойта, и именно тогда он дал начало традиции разбрызгивать победное шампанское на подиуме. А через семь дней Дэн победил в Спа на великолепной Eagle-Weslake V12.

В следующем году Герни продолжил выступать в Формуле 1, но ему оказалось очень трудно строить машины для двух серий сразу, и в конце 1968 Дэн решил сосредоточиться на гонках в США. Когда он решил перестать гоняться пару лет спустя, его машины Eagle были самым популярным выбором в Индикаре.

Дэн Герни за рулем собственной машины Eagle-Weslake
Дэн Герни за рулем собственной машины Eagle-Weslake

Герни никогда не терял своей привязанности к Англии, будучи студентом, он изучал историю, так что неудивительно, что он однажды оказался на фестивале в Гудвуде, в месте, где он первый раз гонялся в 1959. Первая поездка на этот фестиваль очаровала Дэна, и он и его жена Эви возвращались туда много раз: «Тогда, в первый приезд, я играл там в крикет в прекрасной обстановке, день был замечательным. А затем внезапно мимо пролетел Spitfire, немного накренившись, пролетая под большими старыми деревьями. Это было очень неожиданно и задело меня до глубины души, я тогда подумал обо всех тех молодых гонщиках, которых знал много лет назад. Я часто думал о Джимми. Зная его, я не уверен, что ему бы понравилось то, как сейчас выглядят гонки, но он бы полюбил этот фестиваль. Он был человеком старой закалки. Думаю, я такой же».

И так оно и было. А еще есть история, которая с годами не потеряла своего шарма: после похорон Кларка его отец, Джеймс Кларк, подошел к Герни и сказал ему: «Знаешь, Дэн, Джимми на трассе боялся только тебя…» Возможно, именно эти слова говорят о таланте и способностях Дэна Герни больше, чем все, что еще сказано и написано о нем.

Это перевод статьи Найджела Робака из журнала GP Racing UK за сентябрь 2020.

Фото: MotorsportImages.com;