Слово "олигархия" в переводе с древнегреческого означает "власть немногих". Другими словами, это политический режим, при котором вся полнота власти сосредоточена в руках небольшой группы людей. В современном понимании, олигарх - это представитель крупного капитала, который либо сам находится у власти, либо оказывает решающее влияние на принятие властью жизненно важных решений, лоббируя свои личные интересы.
"У нас олигархами становились те крупные бизнесмены, кто рвался к власти, внедрял своих людей на различные государственные посты, создавал и поддерживал коррупционную практику чиновничества. Чудовищно разбогатев в результате грабительских условий приватизации, эта группа в период президентства Ельцина, сращиваясь с госаппаратом, заняла особое положение в стране".
Евгений Максимович Примаков
Конец 1995 года запомнился стране так называемыми залоговыми аукционами, идейными вдохновителями которых были Альфред Кох и Анатолий Чубайс. Суть этой циничной аферы заключалась в том, что несколько крупнейших коммерческих банков того времени как бы выдавали правительству страны кредиты, получая в залог акции государственных предприятий. Самое пикантное заключалось в том, что сами банки предоставляли эти кредиты деньгами, незадолго до этого полученными от Министерства финансов, то есть фактически из федерального бюджета. Для реализации этой откровенно мошеннической схемы и были придуманы аукционы, на которых самые ценные активы страны распродавались прикормленным структурам по бросовым ценам. Правительство ожидаемо так и не вернуло банкам СВОИ же деньги, да ещё и с процентами. Таким образом пакеты акций перешли в собственность аффилированных компаний.
Всего с 4 ноября по 28 декабря 1995 года было заключено 12 подобных договоров кредита, в результате чего компании "Норникель", Северо-западное речное пароходство, АО "Мечел", ПАО "Лукойл", Сиданко (теперь ТНК-ВР), Новолипецкий металлургический комбинат, Мурманское морское пароходство, ЮКОС, Новороссийское морское пароходство, Сибнефть, Сургутнефтегаз и АО "Нафта-Москва" обрели новых хозяев.
Россия к тому времени находилась в состоянии продолжительной агонии и никто не мог с уверенностью утверждать, что пациент скорее жив, чем мёртв. Больной Ельцин, едва отошедший от очередного запоя, готовился к новым выборам. Но даже его мозг, начисто отравленный алкоголем, осознавал, что эти выборы ему не выиграть. Народ был сыт по горло реформами и политикой сумасбродного президента.
По всем социологическим опросам и политическим прогнозам на президентских выборах 1996 года победить должен был Геннадий Зюганов. Это стало бы катастрофой и для бенефициаров залоговых аукционов, так как вероятность того, что акции предприятий будут востребованы государством назад была чрезвычайно высока. А там очередь могла дойти и до пересмотра итогов всей приватизации в целом.
В марте 1996 года состоялась знаковая встреча Бориса Ельцина с представителями крупнейших банковских структур, которые предложили щедрое финансирование предвыборной кампании президента и задействование всех возможных ресурсов для его победы в обмен на продолжение приватизации государственных активов и существенные послабления в будущем. Ультиматум Борисом Николаевичем был с готовностью принят. Доподлинно неизвестно, кто конкретно делал это предложение. Считается, что на этой встрече присутствовало от 7 до 9 банкиров. Если верить интервью Бориса Березовского, которое он дал изданию Financial Times осенью 1996 года, то 50 процентов российских экономических ресурсов контролируют всего семь финансовых олигархов, которые, помимо прочего, ещё и активно занимаются политические вопросами.
Вот список этих бизнесменов и их главных бизнес - активов того времени:
- Борис Березовский - ЛогоВаз
- Михаил Ходорковский - Роспром Груп (Менатеп)
- Михаил Фридман - Альфа-Групп
- Пётр Авен - Альфа-Групп
- Владимир Гусинский - Группа "Мост"
- Владимир Потанин - Онэксимбанк
- Александр Смоленский - СБС-Агро (Банк Столичный)
К этой "великолепной семёрке" многие специалисты добавляют ещё двоих:
- Владимир Виноградов - Инкомбанк
- Виталий Малкин - Российский кредит
Так или иначе, но именно с тех пор слово "олигарх" вошло в наш лексикон. До этого в России этих людей называли нуворишами, то есть некультурными людьми, плебеями, стремительно разбогатевшими, как правило, на не совсем законных финансовых операциях. Фактически так оно и было: бывшие мелкие жулики, фарцовщики и спекулянты вдруг оказались хозяевами новой России. Почувствовав, что вполне могут влиять и на многие аспекты политической и экономической жизни страны, они с удовольствием стали использовать финансовые рычаги ради своего блага.
Вследствие всего этого, в России во второй половине 90-х годов образовалась самая сильная политическая группировка, образованная из близких родственников Ельцина, оказавшихся весьма жадными, хитрыми и прагматичными людьми, и поддерживающих их чиновников и бизнесменов, которую назвали "семья". И когда пришло время выбирать преемника тяжелобольному президенту, "семья" тщательно принялась за дело.
Сначала предложили остановить выбор на Борисе Немцове, которого горячо поддерживал Чубайс, но Борис Березовский был категорически против. Потом рассматривалась кандидатура министра путей сообщения Николая Аксененко, к которому питала нежные чувства Татьяна Дьяченко, дочь Бориса Николаевича. Однако, и эта кандидатура была в итоге отвергнута. А в 1998 году нужный преемник был наконец-то найден: 45-летний Владимир Путин 25 июля был назначен директором ФСБ, а 29 марта следующего года - секретарём Совета безопасности РФ. Очень скоро Владимир Владимирович стал нашим президентом.
Сращивание власти и олигархов при Ельцине привело к необратимым последствиям для страны. И не надо питать особых иллюзий насчёт Владимира Путина: если во внешней политике ему ещё удалось проявить некоторую самостоятельность ( и то весьма двоякую), то во внутренней он остаётся полностью верен данным обещаниям. Богатство олигархов растёт и им теперь не надо бояться за свою собственность, благодаря поправкам в закон, принятыми действующим президентом. И уж совсем нет ничего удивительного в том, что либералы, находящиеся у власти, принимают непопулярные и антинародные законы.