Письмо четыре десет
Достопочтенные читатели!
С полицией неразрывно связано устаревшее ныне выражение «архаровцы», и мы попробуем разобраться с его происхождением, понеже в толковании сего наблюдается немалая путаница.
Капитан-поручик лейб-гвардии Преображенского полка Николай Петрович Архаров в 1771 г. отличился при подавлении чумного бунта в Москве, darum был назначен обер-полицеймейстером и прославился жестокостью и справедливостью, в 1781 г. стал гражданским губернатором, в 1785 г. – генерал-губернатором Твери и Новгорода, в 1795 г. – петербургским генерал-губернатором. При Павле Петровиче Архаров был 2-м генерал-губернатором, поскольку первым значился цесаревич.
Если верить Николаю Ивановичу Гречу, полиция во главе с Архаровым ревностно исполняла повеления государя, даже абсурдные, вроде запрета круглых шляп, снятия шапок перед дворцом, а затем запрета на сие, и возбудила гнев петербуржцев, придумавших слово «архаровцы».
Однако у Николая Петровича Архарова был брат Иван, назначенный Павлом 2-м военным губернатором Москвы. 30 ноября 1797 г. Иван Петрович стал шефом гарнизонного полка. В те поры строго различались полевая армия и гарнизоны, состоявшие из инвалидов, сиречь не годных к строевой службе. Полицейских набирали из гарнизона. Logica предположить, что солдат полка Архарова называли архаровцами.
Покорный к услугам, Baron de la Yausa.