Скажу сразу, я не только не одобряю обучение первоклашки этой теме, но и считаю ее максимально вредительской и издевательской.
Кто тот идиот, который однажды проснулся и решил не умеющих читать и грамотно писать малышей обучать этому?!
И я надеюсь, что когда-нибудь у Министерства Образования что-то там где-то включится, и они исключат эту тему из курса русского языка для первоклашек.
Ну а пока... Уже несколько десятилетий русские дети изучают эту уродливую тему в 1 классе.
И в этой статье я попробую облегчить страдания малышни, научив их слышать эти самые два звука у одной буквы - тогда не нужно будет зубрить, а достаточно будет послушать и вспомнить.
Как услышать в букве два звука
Во-первых, надо заметить и осознать, что у некоторых букв действительно два звука.
Чтобы это понять, давайте будем говорить разные слова и случать, что получается.
1. Буква Ё
- Скажите Ё, братан - длинно и извилисто, на манер американских темнокожих реперов (можно даже с руками)
Правда же, вместо Ё, у вас получилось что-то вроде ЙО?
- А теперь вспомним игрушку ЙО-ЙО и скажем это слово вслух.
Правда же, на самом деле получилось Ё - Ё?
Это потому что в начале слова буквы Ё и ЙО звучат совершенно одинаково. Предложите ребенку запомнить эти слова, как подсказку.
2. Буква Е
- Теперь вспомним песенку "Ничего на свете лучше нету, чем бродить друзьям по белу свету". Как там пел осёл, помните?
Дайте ребенку послушать, как он поёт: "Е - ее - ее".
Он ведь букву Е поёт, но получается у него ЙЭ - и ребенок это обязательно услышит.
Это потому что в начале слова буквы Е и ЙЭ звучат совершенно одинаково. Предложите ребенку запомнить песенку, как подсказку.
- А теперь пусть ребенок снова побудет американским репером и круто с руками скажет "о - Е"
Снова он сам услышит, что после "о" он говорит не Е, а ЙЭ.
Буква Е так будет звучать после любой гласной. Предложите ребенку запомнить реперское слово как подсказку.
Как правило, мы не слышим ИЭ после гласных (например, в словах "красивыЕ, зелёныЕ"). Однако, они там точно такие же, как в "о-е", просто верьте :-)
3. Буква Я
- Выучим с ребенком "песенку эгоиста": пусть он много раз быстро споёт: "Я - я - я - я - я - я - я, я - я - я - я - я - я - я".
В какой-то момент вместо "Я" он начнет слышать "ЙА" (даже почти что просто Й).
Это потому, что буква Я в начале слова - если стоит под ударением - всегда слышится как ЙА. Запомните песенку эгоиста как образец.
В том числе - в слове "Яблоко", но там это не так слышно. Просто верьте.
- А теперь пусть ребенок встанет в стойку, как каратист, и скажет с выражением: "ки-Я"
И он тут же услышит "ки-ЙА".
Это потому что Я после гласной всегда звучит как ЙА. Запомните каратиста как образец.
В других словах, где Я стоит после гласной (напр., "гладкаЯ") тоже звук будет ЙА, но это не очень хорошо слышно.
4. Буква Ю
Смотрели фильм "Чарли и шоколадная фабрика"? Если нет - то сейчас самое время посмотреть. А если да - всё равно пересмотрите.
- Потому что в тот момент, когда Чарли показал своим родным золотой билет, дедушка вскочил с кровати и закричал: "Ю-хууу".
Которое - да, вы уже догадались - даже в фильме слышится как "ЙУ-хууу". Очень отчётливо.
Пусть ребенок сам попробует покричать этот радостный возглас и услышать ЙУ вместо Ю.
Буква Ю всегда будет слышаться как ЙУ в начале слова. Запомните дедушку из "Чарли и шоколадная фабрика" как образец.
- А теперь пусть ребенок поругается на кого-то и покричит с выражением: "Каюк тебе!"
Слово "каюк" надо сказать как "кааа-Юк" - и тогда сразу станет слышно, что сказал он на самом деле "каа-ЙУк".
Буква Ю после гласной всегда будет звучать как ЙУ. Запомните угрозу "каюк тебе!" как образец.
В других словах (напр., каюта) буква Ю тоже будет звучат как ЙУ - по аналогии, но вам это уже будет не так слышно. Поэтому просто верьте.
Немного бредовой мнемоники
Предложите ребенку запомнить, историю:
__________________________
Идут по дороге эгоист и осел из "Бременских музыкантов".
Эгоист поёт "Я-я-я-я-я-я-я самый прекрасный", а осёл ему подпевает: "Е-е-е-е-е".
Навстречу им репер; кричит:
- Ё, братаны, идите сюда. Каа-Юк вам!"
Встал в стойку как каратист, кричит "ки-Я!".
Треснул ослу по лбу кулачонком, кричит: "о-Е!"
А осёл ему: "Нечего просто так на людей кидаться. На тебе!" - и копытом в лоб. Победил репера и кричит: "Ю-хуу! Победа!"
___________________________
А еще можно вспомнить, что
ЮнаЯ Ёжка Ест Яблоко, а красивоЕ облако плыло на каЯках в каЮту.
__________________________
Это нужно выучить и перед выполнением фонетического разбора записать на черновичке, подчеркнув Ю, Ё, Е, Я - в этой фразе они будут обозначать только два звука.
Хотя иногда они могут обозначать и один звук.
Когда буквы Ю, Ё, Е, Я обозначают один звук
Прежде чем рассуждать про ситуации, когда Ю, Е, Ё, Я обозначают один звук, попробуем сделать другое упражнение.
Предложите ребенку прочитать буквы А, О, У и И, внимательно наблюдая за местонахождением губ и языка в момент произнесения.
Он заметит, что губы двигаются - то в стороны растянутся, то в трубочку вытянутся.
А язык тем временем всегда надёжно лежит в одном и том же положении - внизу рта - и даже для верности упирается кончиком в нижние зубы.
Может потребоваться сказать каждый звук несколько раз, чтобы это заметить. Не спешите. Нужно один раз это прочувствовать и осознать, чтобы дальше было просто.
Теперь попробуйте сказать наши любимые буквы: Я, Ё, Ю и Е - только буквы: изолировано, без слов.
Обратите внимание, что делает язык в момент произнесения: средняя - задняя часть языка (внимание: НЕ кончик языка, а именно его серединка!) поднимается и пытается упереться в нёбо. Это язык так поднимается вверх, чтобы сказать ту самую Й.
Запомните: если вы говорите гласную, и язык НЕ ЛЕЖИТ ВНИЗУ РТА - у этой гласной есть первый звук Й.
А теперь попробуем сказать пары слов:
- ёжик - лён
- яхта - ляп
- юла - полюс
- енот - мех
и понаблюдайте, как ведет себя язык при произнесении Ё, Ё, Я, Ю в первом и во втором случае.
Спойлер: в первом случае (когда наши буквы стоят в начале слова) серединка языка будет подниматься вверх, а во втором - удивительно - лежать неподвижно внизу рта!
Одна и та же буква ведет себя по-разному.
Если наши любимые буквы написаны после согласных, то они
а) превращают "свою" согласную в мягкую (как если бы к ней пририсовали мягкий знак),
б) сами превращаются в обычные скучные гласные:
- Ё = О
- Я = А
- Ю = У
- Е = Э
То есть наше слово "мех", например, во рту звучит как м(Ь)Эх.
Если вы несколько раз повторите это слово и внимательно понаблюдаете за тем, что происходит во рту - вы сами это заметите.
Поэтому - на самом деле - вы можете даже не запоминать всё написанное выше, а просто проговаривать слово (звуки) и наблюдать на местонахождением языка в момент говорения.
Обязательно попробуйте этот вариант!
________________________________________
А у меня на этом всё. Успехов в фонетике русского языка!
Мой блог про японскую методику обучения детей KUMON ищите по адресу https://kumon-deti.com
Мой инстаграм http://instagram.com/kumon.deti.