Талантливых режиссеров в России много, но некоторые из них в один прекрасный момент перестают снимать хорошие картины. Среди творцов, растерявших свой талант и Никита Михалков, и Тигран Кеосаян, и многие другие постановщики. Именно об этих людях, которые когда-то снимали культовые картины, и пойдет речь ниже. Постараемся разобраться, почему же их творческий гений угас.
Важный момент! Чтобы не быть голословной, при написании материала я руководствовалась не только личным мнением, но еще и оценками, которые дают критики и зрители старым и новым фильмам перечисленных режиссеров. По отзывам и баллам на КиноПоиске можно легко проследить, когда в карьере каждого постановщика наступил слом.
И еще! Мы обсуждаем режиссеров, которые не лишены таланта, которые действительно могут снимать достойное кино. Так что не ждите в подборке авторов «Кавказской пленницы 2» и «Защитников».
Никита Михалков
Лучшие фильмы: «Свой среди чужих, чужой среди своих»; «Раба любви»; «Утомленные солнцем»
Худшие фильмы: «Утомленные солнцем 2: Предстояние», «Утомленные солнцем 2: Цитадель»; «Солнечный удар»
Никита Михалков — без сомнения великий режиссер. Его ранняя фильмография вызывает как минимум восхищение. Посудите сами: первый полнометражный фильм «Свой среди чужих, чужой среди своих» получил высокие отзывы как от зрителей, так и от критиков. Последовавшие далее «Раба любви» и «Неоконченная пьеса для механического пианино» вошли в золотую коллекцию советского кино.
Что уж там, Михалков — один из немногох российских режиссеров, у которого есть «Оскар». После него награду за «лучший иностранный фильм» никто из отечественных постановщиков так и не получал. Однако после фильма «12» с Никитой Сергеевичем что-то произошло. Сначала режиссер снял два продолжения «Утомленных солнцем», которые получили просто жуткие отзывы от критиков и зрителей. Далее последовал неудачный «Солнечный удар». И что самое обидное, в сознании массового зрителя Михалков из талантливого постановщика превратился в автора сомнительных телевизионных передач.
3 артиста, которые могут сменить Александра Петрова на посту главного актера России
Почему же это произошло? На мой взгляд, причины следующие:
- Михалков слишком увлекся политикой, теориями заговора и прочими вещами, которые должны быть совершенно неинтересны творцу.
- Режиссер просто растерял былой задор и творческое чутье.
- Михалков слишком поверил в свой творческий гений.
И последняя причина, пожалуй, самая серьезная. Посмотрите интервью Михалкова Дудю. В нем режиссер отчаянно защищает свои последние ленты, называя их великими и непонятыми. Он отказывается поверить в то, что мог снять нечто такое, что могло не понравится зрителю. Как говорится, «это не мы плохие, это люди ничего не понимают».
Самые яркие цитаты из интервью Юрия Дудя о современной России
Но хочется верить, что когда-нибудь Никита Сергеевич отвлечется от рассуждений о чипировании и снимет что-то по-настоящему достойное.
Тигран Кеосаян
Лучшие фильмы: «Бедная Саша»; «Ландыш серебристый»
Худшие фильмы: «Крымский мост: Сделано с любовью»; «Ландыш серебристый 2»
Тут ситуация совершенно иная: дело в том, что Тигран Кеосаян никогда не был гением, как Никита Михалков. Но в 90-е он снимал действительно неплохие комедии в духе времени. Его «Бедная Саша» до сих пор хорошо смотрится и имеет очень неплохие рейтинги (7,5 на КиноПоиске).
Что же произошло потом? Ответ прост: Кеосаян ударился в политику. Вместе с супругой Маргаритой Симоньян он тесно сотрудничает с властью и снимает откровенно заказные фильмы и передачи. Чего только стоит его «Международная пилорама».
Но, конечно, пиком творческих неудач Кеосаяна стал фильм «Крымский мост: Сделано с любовью». И ладно бы это просто была пропаганда с интересным и забавным сюжетом. Но нет: это плохо снятая пропаганда! Фильм тяжело смотреть, а некоторые истории и вовсе вызывают боль от осознания, что это снял автор «Бедной Саши».
Переживает ли по данному поводу Кеосаян? Кажется, совершенно не переживает. Режиссер получает хорошие деньги и за агитационные фильмы, и за свои телевизионные шоу. И это, видимо, имеет для него первостепенное значение.
Федор Бондарчук
Лучшие фильмы: «9 рота»
Худшие фильмы: «Притяжение»; «Обитаемый остров»
Отношение к Федору Бондарчуку у меня противоречивое. Видно, что человек умеет снимать: картинка в его фильмах почти всегда идеальная. Но при этом постановщик будто не понимает, каким образом ему следует применить свой талант.
5 причин, объясняющих, почему русские фильмы такие плохие
Федор очень хочет стать автором крутых блокбастеров, как Стивен Спилберг, но, кажется, не понимает, что в основе любого дорогущего фильма лежит очень простая вещь — история. И вот хороших историй в работах Бондарчука почти нет.
Единственное исключение, пожалуй, «9 рота». Дебютная картина Бондарчука получилась глубокой, драматичной и, что самое главное, сценарно правильной. Мы видим развитие героев, видим, как они двигаются вперед, изменяются к финалу. Что мы видим, например, в «Притяжении»? На самом деле, ничего. История куцая, сюжетные повороты не логичные, а главная героиня ни капельки не изменяется.
Но в России Бондарчук считается очень талантливым постановщиком, и ему продолжают выделять огромные бюджеты. А он, тем временем, делает плохие кальки на западные картины. При всем при этом, Федор Сергеевич неплох в актерском амплуа. Может стоит как-то переориентироваться и сосредоточиться на этом творческом направлении?
Андрей Кравчук
Лучшие фильмы: «Итальянец»
Худшие фильмы: «Викинг»; «Союз спасения»
Андрей Кравчук довольно долго работал над сериалами, и в этом деле он был успешен. А потом режиссер выпустил проникновенную драму «Итальянец», за которую получил две награды Берлинского кинофестиваля. Фильм про мальчика из детского дома, который отчаянно ищет маму, тронул и зрителей.
В результате Кравчук неожиданно стал популярен. Режиссер мог бы продолжить снимать сильное драматическое кино, но он пошел по другому пути. Постановщик отдал предпочтение деньгам. Сначала он снял «Адмиралъ», который оказался средненьким, а потом грянул «Викинг». Напомню, что полотно о князе Владимире снимали несколько лет, убив на это колоссальный бюджет. Как итог, лента получила разгромные отзывы — ее рейтинг на КиноПоиске сейчас 4,5.
Но даже уничижительные отзывы от всех, включая фанатов и заканчивая BadComedian, никак не появлияли на творческие настроения Кравчука. Поэтому он продолжил сотрудничать с Первым каналом, сняв «Союз спасения». Эта история про «плохих» декабристов, поднявших восстание против «хорошей» власти, был уже слишком похож на пропаганду, из-за чего, опять же, получил низкие оценки.
Как видите, причины творческого кризиса у каждого постановщика свои. Одни начинают слишком сильно любить власть, что сказывается на их работе. Другие увлекаются проектами с большими бюджетами, забывая про то, что у любого постановщика должен быть творческий почерк. А результат-то всегда один: критика зрителей и специалистов.
А что думаете вы? Какие режиссеры разочаровали вас больше всех и почему? Пишите в комментариях. Также делитесь материалом в социальных сетях и ставьте лайки!
Фото: кадры из фильмов «Раба любви», «Итальянец», «Бедная Саша», «9 рота»