Найти тему
АрхиПросто

Либескинд / Тайный знак

АрхиПросто-5

Считается, что в архитектуре больших городов зашифровано тайное послание, что архитектура отражает стиль и особенности времени. И чем больше желающих это послание расшифровывать, чем сложнее особенности времени, тем интереснее должны быть возводимые в городах со сложившейся застройкой здания.

Американский архитектор польского происхождения Даниэль Либескинд подчеркивает, что его творчество воплощение симбиоза архитектуры, философии и музыки. Он изучал музыку в Лодзинской консерватории, историю и теорию архитектуры в Университете Эссекса, Англия.

По его проектам построены множество удивительных по форме жилых и общественных зданий во всем мире, которых отличает смелый и эффектный дизайн. Считается, что философский замысел, скрытый в его сооружениях, превосходит формальное архитектурное воздействие. Тоже, кстати, непростое.

Самая запоминающаяся деталь его творений – вытянутая пирамида, с которой во все времена и во всех религиях связаны мифы о концентрации магических энергетических потоков. Достаточно часто в своих проектах архитектор использует выступающие кристаллические конструкции, которые адепты эзотерики так же связывают с мистическими учениями.

Даниэль Либескинд потерял большую часть своей семьи во время Холокоста, может поэтому самые потрясающие по воздействию его творения – это еврейские музеи в Сан-Франциско и в Берлине. С помощью грубых бетонных форм он создал пугающее пространство пустоты. Да, это памятник уничтоженным жизням, но еще и мощнейший по художественной убедительности монумент карателям и палачам. Концентрация ужаса внутри этих стен превышает человеческие возможности, пострашнее будет, чем музей лагеря Аушвиц.

Еврейский музей в Берлине (1999 год). Фото с сайта https://yandex.ru/images
Еврейский музей в Берлине (1999 год). Фото с сайта https://yandex.ru/images

Если спорный тезис о памятнике нечеловеческой жестокости на подсознательном уровне почувствовал сам архитектор, то возможна трактовка образа реконструкции Военно-исторического музея вооруженных сил Германии в Дрездене, как символа еврейского топора, вонзенного в тело немецкого милитаризма.

Военно-исторический музей вооруженных сил Германии в Дрездене. Фото с сайта https://yandex.ru/images
Военно-исторический музей вооруженных сил Германии в Дрездене. Фото с сайта https://yandex.ru/images

Классическое здание музея вермахта с тремя ризалитами рассечено огромным конусом из армированного стекла, который расширил выставочные площади. Кому-то вставка напоминает опущенное знамя, другие воспринимают ее как символ разрушенного англичанами Дрездена. В здании деловито снуют подтянутые офицеры бундесвера и даже, когда я там был, в холле пахло тушеной кислой капустой с баварскими сосисками. В нем витал некий дух утерянной мощи. И как еврей Либескинд нашел способ как этот ненавистный ему дух победить с помощью символического топора.

Как архитектурные шедевры Даниэля Либескинда вписываются и взаимодействуют с исторической застройкой больших городов смотрите у меня на сайте «Конструктор впечатлений»: https://upundertrip.ru/subcategories/arhitektura-xx-veka