С развитием общественного дошкольного воспитания театр прочно вошёл в жизнь детей дошкольного возраста. В играх - драматических или театрализованных кукольных представлениях дети под руководством педагогов и родителей могут разыгрывать сказки или литературные произведения подходящие по возрасту. Театрализованная деятельность вносит радость и разнообразие в жизнь ребёнка, имеет большое значение в подготовке к настоящему творчеству в будущем.
В этом процессе общения проявляется познавательная и предметная деятельность ребёнка. Овладение речью через куклу позволяет ребёнку воспринимать явления более осознанно. Чем богаче и правильнее речь ребёнка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании действительности, активнее происходит психическое развитие.
Не менее важным для ребёнка дошкольного возраста является коллективный характер театрализованной деятельности. Участвуя в кукольном спектакле, ребёнок обменивается информацией и учится координировать функции , что способствует созданию общности детей, сотрудничеству и взаимодействию между ними и взрослыми.
Всем детям, независимо от способностей предоставляются равные возможности для участия в инсценировках и театрализованных сказочных представлениях с куклами. Исполняя роль с куклой, ребёнок переносит своё внутреннее "я" на создаваемый образ, что позволяет ему бороться со скованностью, страхами, неуверенностью. Поддержка педагога и родителей позволяет ребёнку повысить самооценку.
Домашний кукольный театр даёт возможность детям и родителям в домашних условиях разыгрывать представления с использованием подручных материалов , кукол и декораций. Задача родителей по желанию ребёнка создавать дома условия для театрализованных экспромтов, помогать разыгрывать действия понравившейся сказки или стихотворения.
Основные движения руки, которые необходимы, чтобы управлять куклой.
Слова куклы.
«Я рад!» «Прекрасно!» «Молодец!» «Очень хорошо!» «Умница!»
Движения куклы.
Подпрыгивает, хлопает в ладоши.
Движения руки и пальцев кукловода.
Правую руку слегка приподнимать и опускать, чтобы запястье все время было на уровне края ширмы. Движения должны быть ритмичными. Так кукла показывает прыжки. Быстрые движения большого и среднего пальцев, которые соединяются и разъединяются, показывают хлопки.
Слова куклы.
«Дай!» «Иди сюда! «Еще!»
Движения куклы
Машет левой или правой рукой к себе.
Движения руки и пальцев кукловода.
Попеременно сгибаются и разгибаются верхние два сустава среднего или большого пальца.
Слова куклы.
«До свидания!» «Прощай!» «Пока». «До встречи».
Движения куклы
Машет правой рукой.
Движения руки и пальцев кукловода.
Средний палец, не сгибаясь в суставах, машет.
Слова куклы.
«Раз-два-три-четыре».
Движения куклы
Руки вперед, в стороны.
Движения руки и пальцев кукловода.
Большой и средний пальцы разводятся в стороны и соединяются под счет.
Слова куклы.
«Ой-ой-ой». «Я обиделся». «Я плачу».
Движения куклы.
Кукла закрывает лицо двумя руками.
Движения руки и пальцев кукловода
Указательный, средний и большой пальцы собираются щепоткой, а кисть руки отклоняется вправо-влево. Локтевая часть неподвижна.
Слова куклы.
«Подумаю». «Ну и задача!». «Да-а-а!». «Как же быть?»
Движения куклы
Правой рукой кукла чешет затылок.
Движения руки и пальцев кукловода
Средний палец — слегка согнутый — как бы поглаживает ноготь указательного пальца.
Слова куклы.
«Я знаю». «Я хочу ответить». «Вызовите меня».
Движения куклы
Поднимает правую руку.
Движения руки и пальцев кукловода
Поднимается прямой средний палец.
Слова куклы.
«Где?» «Куда?» «Откуда?»
Движения куклы
Повороты куклы всем корпусом влево-вправо.
Движения руки и пальцев кукловода
Нагнуть кисть руки, а пальцы оставить вытянутыми. Поворачивается влево-вправо кисть руки, все пальцы прямые, средний и большой — раздвинуты. При поворотах следить, чтобы кукла сохраняла вертикальное положение, а запястье было на уровне края стола (ширмы или того, что заменяет ширму).
Слова куклы.
«Куда?» «Как?» «Зачем?» «Сколько?»
Движения куклы
Разводит руки в стороны.
Движения руки и пальцев кукловода
Большой и средний пальцы плавно разводятся в стороны, указательный прямой чуть отводится назад.
Слова куклы.
«Эх! Эх!», «И-эх!», "О-п!"
Движения куклы
Прыжки. Кувырки.
Движения руки и пальцев кукловода
Запястье — по краю ширмы (держать уровень куклы!). Кисть руки делает быстрое вращательное движение.
Слова куклы.
«Вот как надо сидеть на уроке». «Я хороший».
Движения куклы
Складывает руки, корпус прямой.
Движения руки и пальцев кукловода
Указательный палец прямой. Большой и средний пальцы сводятся, при этом подушечка среднего пальца кладется на ноготь большого, или наоборот.