Найти тему
Алиса и экология

Когда производители манипулируют "экологичным", обманывая потребителя

Мы мало знаем, поэтому нас легко обмануть.

Недостаток знаний и агрессивный маркетинг, стремящийся сделать продукт “зеленым”, а значит “модным” приводят нас к тому, что мы попадаемся в ловушку под названием #гринвошинг. Производители манипулируют нами и создают ложный образ экологичного бренда, а мы, покупая товар с какой-нибудь зеленой наклейкой и огромной приставкой ЭКО-, радуемся, что поучаствовали в спасении мира.

Вот вам 2 простых примера.

🤦‍♀️В июле’20 по российскому инстаграму прокатилась большая рекламная волна: блогеры активно призывали заводить экологичную ЭкоМультикарту от ВТБ. Карта изготовлена из полилактида (PLA), являющегося экологичной заменой пластика, потому что материал является биоразлагаемым. Да, он биоразлагаемый, НО только при условии, что пользователь сдаст его в промышленный компост. А пользователь не сдаст, потому что в России условий для промышленного компоста пока нет. Поэтому такая карта поедет на полигон гнить и выделять свалочные газы. Также я не увидела на сайте банка информацию, что они будут эти карты собирать обратно на компостирование или что будут перечислять % от продаж в какой-нибудь экофонд. Экологично? Не думаю. А вот обычную пластиковую карту без эковыпендрежа можно было бы переработать во что-нибудь полезное.

🤦‍♀️Посмотрите на фото. Изготовитель пишет на упаковке “вода в коробке лучше”, имея ввиду тетрапак. Но на самом ли деле лучше? Вот пример:

В РФ начали продавать питьевую воду в тетрапаке (к примеру, Waterful), которая позиционирует себя как супер экологичная (пластика-то нет!). Если углеродный след при производстве такого типа упаковки снижен, то вот что происходит после ее использования, никто не говорит. Тетрапак - очень сложный материал, он состоит из бумаги, пленки и полиалюминия. При переработке все это нужно отделить друг от друга, на что требуется много воды и др. ресурсов. Причем часто это происходит даже не на одном заводе: бумагу отделяют на предприятии А, остальное — на предприятии B. Эти предприятия расположены друг от друга и от крупных городов неблизко (к примеру, Тамбов, Липецк, Н.Новгород). Вот и представьте весь этот “сниженный” углеродный след, пока тетрпак накатается по городам. А если учесть, что реально сдать на переработку такой тип упаковки можно лишь в нескольких городах России, то истории о том, что упаковка куда-то там едет на переработку, сильно преувеличены. В большей части страны она едет прямиком на мусорный полигон. Экологично? Снова не думаю.

Маркетологи умело манипулируют нашим сознанием с помощью зеленой упаковки, надписей «экологично», “биоразлагаемо”, «био» и «органик». Про #гринвошинг могу рассказывать долго, и впереди еще не одна подборка такого вот развода.

Что могу сказать: нам всем надо быть на чеку и все подвергать сомнению и проверке. А то будет как в той фразе: хотели как лучше, а получилось как всегда :)