Четверг, рубрика #не_коррект, напалм, смех и слёзы. А довели Вашу покорную слугу до такого состояния всё те же авторы с их особым подходом к применению родного им, казалось бы, русского языка. На сей раз речь пойдёт о возвратных местоимениях. Литературная энциклопедия подсказывает нам, что к таковым местоимениям относятся «себя» и «свой», а также примыкающее к ним «сам». Ещё энциклопедия подсказывает, что задача оных местоимений – указывать на уже названного участника событий и принадлежность к нему.
«Я взял свой портфель и сам, без принуждения, заставил себя выйти из кабинета навстречу моим будущим ученикам». Это пример, «как надо». А теперь, по традиции, о том, «как не надо». Предупреждаю, в этот раз не удастся обойтись без несколько интимного контента, ибо самые смешные примеры встречаются, в основном, при описании отношений пары.
«Он смотрел на меня долгим томным взглядом, который буквально заставил меня поцеловать себя». Ну, а что такого? Нормальное явление – целовать себя, когда кто-то пристально смотрит. Некоторые так даже зарабатывают в интернете. Вот только это ли имел в виду автор?
«Ванин глубокий грудной голос заставлял хотеть себя. Алина заволновалась». Не удивительно, что Алина заволновалась. Я бы тоже заволновалась, если бы кто-то заставил меня хотеть грудной мужской голос. Мне мой голос нравится, мне другого не надо.
«Герман оставил Веру наедине со своим мужем, чтобы не быть помехой их страстному разговору». Действие романа происходит в России, где однополые браки пока, слава Здравому Смыслу, запрещены. Однако Герман со своим мужем, по всей видимости, опередили время. Вопрос только, будет ли разговор между Верой и мужем Германа таким уж страстным?
«Я осталась без аргументов и разозлилась окончательно, замахнулась на Вадима, он грубо перехватил свою руку, сломав свой дорогущий маникюр, на который я вчера потратила половину первой зарплаты». Нет, это не продолжение «страстного разговора с мужем Германа», это скандал в гетеро-паре. Я, может быть, несколько несовременна, но мне кажутся странными отношения, в которых (про драки я вообще молчу) девушка оплачивает парню дорогой маникюр. Который он ломает, хватая себя за руки, что подразумевает длинные ногти. Ох уж эта молодёжная мужская мода: барбершопы, гиалурон, маникюр...
Проблема употребления возвратных местоимений имеет, как правило, тот же корень, что и все остальные проблемы логических связей внутри текста. Эта проблема называется «лень включать мозг». Это не склонение иностранных заимствований, которые требуют иногда совершить невозможное заглянуть в словарь. Это не построение определений в научном тексте. Это употребление простых слов того языка, носителем которого автор является. Произнесите вслух то, что написали! Да хотя бы вдумывайтесь в текст, когда вычитываете после написания (я искренне верю в то, что вы хотя бы один раз это вычитываете). Я понимаю, тяжело сосредоточиться, скучно, вы уже знаете сюжет (предположим, что он там есть). Вы уже знаете, что хотели иметь в виду, когда сформулировали то, что сформулировали (я надеюсь, что знаете). Но представьте себя вашим читателем, дождавшимся новинки (а такие, блин, есть!). Взгляните со стороны, познакомьтесь заново со своим текстом. Понимаю, знакомство это в крайне редких случаях окажется приятным, но надо хотя бы попытаться. Пожалейте вашего корректора, ему уже гадалка предсказала помереть или от смеха, или от ушиба о небесную твердь при взлёте на реактивной тяге пылающего афедрона.
Напоследок ещё пара шедевров про «как не надо», чтобы при попытке злостно употребить нечто, предназначенное для иных целей, у вас в голове, как тревожный маячок, возникла ассоциация с этим:
«Своё княжество Горислав у меня не отберёт! Я не отдам, отец княжил, дед княжил, и я княжить буду! Нет, не отберёт своё у меня Горислав! Не будь я сам Вышнебор!» Любопытно было бы взглянуть на обоснование притязаний Горислава на «своё княжество», коль скоро их признаёт и сам Вышнебор несмотря на явно унаследованный престол.
«Что он делает со мной? Почему одним присутствием заставляет меня желать себя, как не желала никого и никогда?» Тут без комментариев. Очередное зарождение веб-камщицы.
«Я не мог поверить в такую провокацию. Семён буквально заставил Мишу избить самого себя, чтобы следователю был очевиден виновный – Миша». Классический отчёт патологоанатома, ага. «Упал на нож сам. Сорок два раза».
Добра вам, и будьте аккуратны сами с собой при написании своих текстов.