Найти в Дзене

General Motors: как производство в Петербурге улетело в кювет

История взлетов и громкого падения одного из самых амбициозных проектов автомобильного производства в России.

Завод General Motors в Петербурге был флагманом городского автокластера, но через семь лет после открытия здесь полностью остановилось производство. Почему так произошло? Ведь все начиналось с обещания, что продукция предприятия будет разлетаться в автосалонах как «горячие пирожки».

Торжественное открытие завода GM на юге Петербурга в промзоне «Шушары» состоялось 7 ноября 2008 года. Хедлайнерами того вечера выступали президент РФ Дмитрий Медведев, оставивший свой автограф на капоте первого автомобиля, и губернатор города Валентина Матвиенко.

-2

Инвестиции в создание производства составляли 300 млн долларов. Мощность предприятия – 94 тыс автомобилей в год. Правда, первыми моделями, вставшими на конвейер завода, стали не очень популярные на российском рынке кроссоверы Chevrolet Captiva и Opel Antara.

Крупноузловое производство

Обе эти модели с 2006 года собирались методом крупноузловой сборки на территории завода «Арсенал» в Калининском районе Петербурга. А с начала 2008 года рядом с основным производством GMорганизовала крупноузловую сборку Opel Astra. За весь 2008 год удалось выпустить около 30 тыс автомобилей этой модели, тогда как на Captiva и Antara пришлось около 10 тыс произведенных машин. Такой был расклад перед запуском полноценного производства.

-3

На открытии завода первые лица GM говорили о том, что они хотят стать ведущими производителями в России и привлекать мировых поставщиков компонентов для локализации выпуска автомобилей. От руководства города было пафосное заявление о том, что автомобили завода будут расходиться как «горячие пирожки».

От кроссоверов к седанам

Следующим важным этапом в развитии производства GMстал старт выпуска седана Chevrolet Cruze – модели, которая была призвана стать одним из бестселлеров российского авторынка. Она встала на конвейер осенью 2009 года. На тот момент петербургский завод был единственной площадкой в Европе, где производилась эта модель.

-4

Летом 2010 года предприятие пополнилось четвертой моделью – Opel Astra. Еще один перспективный автомобиль для российского авторынка, выбиравшегося из кризиса.

-5

Уже в начале 2011 года Cruze и Astra входили в топ-25 самых популярных автомобилей в России. На заводе были рады такой динамике и ожидали выйти на объем выпуска 60 000 машин в год. Так и получилось. Объем производства по сравнению с 2010 годом увеличился в два раза. Предприятие работало в три смены.

Но было и одно событие, которое, может и не так сильно повлияло на успехи предприятия, но стало предвестником более глобальных решений через несколько лет. На заводе прекратился выпуск двух внедорожников - Chevrolet Captiva и Opel Antara. Предприятие сосредоточилось на производстве Cruze (в кузовах седан и хэтчбек) и Astra. Правда, в это же время уже набирали обороты корейские автомобили, выпускаемые также в Петербурге, - Hyundai Solaris и Kia Rio. Отказавшись конкурировать за лидерство в сегменте внедорожников, GM получал в В-классе двух серьезных противников. Со временем борьба и здесь будет проиграна.

2012 год стал рекордным для завода. На его мощностях было выпущено 95 000 автомобилей, рост к прошлому году составил 58%. Летом был заложен первый камень в строительство второй очереди производства, в результате его мощность должна была составить 230 000 автомобилей в год.

В 2013 году предприятие предоставило свои мощности для крупноузловой сборки внедорожника Chevrolet Trailblazer.

-6

Правда, по итогам года впервые произошло падение выпуска автомобилей на заводе. Объем производства сократился на 15% и составил 80 700 машин. Что касается Trailblazer, то за год в стране было продано 795 американских внедорожников. Летом было очередное неприятное событие – завод вместо традиционных двухнедельных каникул отдыхал целый месяц.

Начало падения

Внеплановые остановки производства продолжились в 2014 году. Только за первый квартал завод в сумме простоял 12 рабочих дней. В следующий раз конвейер встал на 8 дней в июне. Все это происходило на фоне падающего рубля и сокращения спроса на Cruze и Astra. Во второй половине года остановки предприятия стали уже не то, что редкостью, а обычным явлением. Загрузка первой очереди не достигала даже 50%. Вместо трех смен теперь завод работал в одну. Но была и хорошая новость. Осенью стартовала крупноузловая сборка трех моделей Cadillac - ATS, CTS и SRX. General Motors неожиданно стал заводом, где была представлена самая широкая модельная линейка среди всех автопредприятий Петербурга.

Сегодня, оценивая те события, можно сказать, что решение о сборке сразу трех моделей Cadillac больше напоминала агонию. Хотя даже на этом предприятие не остановилось. В феврале 2015 года – за несколько месяцев до полной остановки производства – началась сборка Cadillac Escalade. А уже в марте было объявлено о планах прекращения выпуска автомобилей на петербургском заводе. К тому моменту на предприятии завершилось производство Chevrolet Cruze и Opel Astra, но неожиданно вернулся Chevrolet Captiva – опять же в режиме крупноузловой сборки. 1 июля 2015 года конвейер был остановлен. За полгода заводу удалось выпустить чуть более 10 000 автомобилей.

Кому он нужен?

Дальше начались различные спекуляции о продаже площадки другим автоконцернам. Но никому завод, рассчитанный на такую огромную мощность, не был интересен. Ближе всех в 2019 году к сделке по покупке подобралась белорусская «Юнисон». Были слухи, что руководство компании планировало наладить здесь даже производство китайских электрокаров. Но дальше одобрения сделки со стороны ФАС стороны не продвинулись.

-7

В 2020 году ФАС вновь одобрил сделку, связанную с заводом GM. Теперь его готов купить концерн Hyundai, у которого уже есть производство в Петербурге на 230 000 автомобилей в год, парк поставщиков комплектующих, позволяющий держать локализацию на уровне близком к 50%, и строится завод по выпуску двигателей. Но конкретных планов по срокам выкупа площадки и открытия производства пока озвучено не было.

Почему так произошло?

Основные причины лежат на поверхности – концерн не справился с первым же экономическим кризисом в стране. Пока экономику России штормило, а вместе с ней и авторынок, в лидеры вырвались корейские бренды, которые за счет высокой локализации смогли предложить более привлекательный продукт в том же сегменте, где еще недавно на первых ролях были Opel и Chevrolet. Hyundai и KIA довольно быстро выиграли битву за лидерство на рынке, а GM просто не смог ничего поделать. И это при том, что в стране у концерна была собственная производственная площадка. Но низкая локализация сыграла свою роль. А, может быть, и недооценка соперников.

Как уже было сказано, первый звоночек прозвенел мимо ушей руководства концерна. Оба внедорожника очень быстро в растущем сегменте оказались никому не нужными. А через три года то же самое произошло в другом популярном сегменте – B-классе. Конечно, концерн всем объяснил, что сменилась стратегия, и теперь в России будут продавать американские Chevrolet и Cadillac, но это уже были отговорки. Променять большую долю рынка на мизерные ноль целых сколько-то процентов… Навряд ли этого хотели в головном концерне.

Конечно, говорили и о политических причинах. Американская компания на фоне введения санкций против России уходит с рынка. Но это лишь было прикрытие истинных рыночных провалов. Чиновники с высоких трибун один за другим высказывали мнение, что GM вернется в Россию как только ситуация нормализуется. Формулировка звучала так: «мы не исключаем». Но уже никто в такую возможность, конечно, не верил. Opel вернулся в 2019 году. Но это был уже не тот Opel, что раньше. К GM он не имел никакого отношения.