Диковинная картина на бересте мне встретилась в офисе одной компании. Среди деловой обстановки самобытная работа смотрелась архаично, будто случайно попала из другой эпохи. Но нет, белоснежную кожицу березы, причудливые наросты и лишайники окружала современная рама. А сам автор – с широкой нечесаной бородой, здоровающийся с тобой в шутливом поклоне, оказался человеком не без житейских сложностей.
«Не подходящий я для вашей статьи герой, - сразу открещивается от разговора Юрий Чикарин, житель села Визинга в Коми. И выдает то, что считает аргументами, - я же алиментщик, безработный, выпиваю». Шутки-прибаутки, постоянная самоирония и подтрунивание над собеседником, уклонение от ответов на прямые вопросы… Общаясь с сельским художником Юрием Чикариным, ты выходишь за рамки привычной беседы. Но все это объясняется и необычностью самого персонажа. Этакого талантливого творца-бессребреника, непутевого и немного не приспособленного к жизни, но при этом всеми уважаемого.
За дружелюбие и бескорыстие жители Визинги односельчанина поддерживают, чем могут. В городе Юрий Чикарин давно бы стал бездомным скитальцем. Но на селе между людьми все же другие отношение. Вышло так, что к 57 годам у Юрия багаж прошлых лет состоит из сплошных «без»: без дома, без работы, без семьи. Но о своем прошлом он все же рассказывает с юморком и без сожалений.
Когда-то официально работал художником-оформителем, методистом в районном музее, но творцу вольнее было оставаться свободным. Разошелся с супругой, дочке сейчас 16 лет. Но платить без постоянных заработков алименты не из чего. Скоро состоится суд, на котором решат, как накажут злостного неплательщика алиментов: дадут срок или отправят на общественные работы. «Лучше бы, конечно, не лишали свободы, а работу дали», - рассчитывает на более гуманный для себя расклад Юрий.
Дом матери, в котором жил Юрий, сгорел. Многие документы художник восстановил, но остался без права на жилплощадь – в доме прописан не был. «Где же живете?» - спрашиваю. «То одни, то другие собутыльники примут», - честно признается он. Одно из последних приключений: Юрия ночью полиция выселила из дома друга. Ни разложенные в комнате краски, ни незавершенные работы, ни одежду забрать не дали. Самому товарищу как алиментщику дали срок на три месяца, а Юрий в его отсутствие с разрешения продолжал там жить. Но внезапно объявился какой-то родственник и с полицией выселил бездомного Чикарина.
Переживаю: «Хотя бы без последствий история обошлась?» «Какое там! Сказали, что завели дело по уголовной статье «незаконное проникновение в жилище». Друг разрешил жить, но он сейчас срок отбывает. Почему не могут у него самого спросить?» - недоумевает художник. На время этих приключений Юрия приютили знакомые в рабочей сторожке.
До того, как я узнала все жизненные перипетии Юрия, рассчитывала, что смогу увидеть его работы в мастерской или хотя бы в каком-нибудь сарае. Но у бездомного художника ничего из завершенных картин не оказалось. В фондах Музея истории и культуры Сысольского района хранится 92 работы Чикарина. Но гораздо чаще с ними можно пересечься именно так – в каком-нибудь офисе. Когда вместо глянцевой копии картины в подарок компании или сотруднику преподнесут берестяные рисунки Чикарина.
Когда вглядываешься в письмена на бересте, то, кажется, что художник здесь и не при чем. Это готовая композиция природы – лишайники, черные штрихи-чечевички на коре березы, бугорки – сама подсказала, что стоит выделить. Порой и нужно-то несколько штрихов гелевой ручки и два-три цвета краски, и через бересту проявляется своя история. Сказочная и мифическая – с богатырями, с героями коми фольклора Ёмой, Перой-богатырем и Яг-мортом. С живыми зарисовками – малышней на катке и охотой на медведя. Или вневременной – с храмом вдали, одинокой лодкой, с крутыми берегами реки Сысолы.
Нам с художником разрешили пройтись по базе отдыха одного предприятия, где практически все стены украшены его давними работами. Сам Юрий эти берестяные картины, оформленными в рамы и развешенные в интерьере, еще не видел. Поэтому ходил и, как обычно, иронично восхищался: «Вот это да! Сам себя зауважал». Судя по числу развешенных картин, стало понятно, что сельского творца здесь опекают, оказывают покровительство за его самобытный талант.
Почем же продает он свои работы, Чикарин секрета не выдал. Отшутился, увел разговор в сторону. Хотя интерес был не праздный. Уж больно приглянулась мне одна работа с деревьями-лишайниками и дорогой, уходящей вдаль. Но как и наросты-лишайники на бересте получилась она единственной и уже неповторимой.
О том, как изменилась жизнь художника после этой статьи, мы рассказали в новой публикации. Ставьте 👍🏻, подписывайтесь на канал и не пропустите другие истории о необычных людях северной земли:
✔️ Щедрый жест: одинокий старик отдал миллион чужим детям и умер в нищете
✔️ Самоучке доверили расписать старинный храм: что из этого вышло