Свобода в исламе распространяется на все сферы человеческой жизни. Ислам предоставляет человеку различные виды при условии, что её источником является разум человека, а не его пристрастия и прихоти, и что он использует эту свободу во благо себе и обществу.
Потворствовать своим страстям и прихотям, бездумно удовлетворять свои животные желания, впадать в вольнодумство и вседозволенность, осквернять святыни, сеять смуту, а также агрессивно относиться к другим людям и причинять им вред — это не свобода. У свободы есть границы, которые разумный человек не преступает, дабы не посягать на свободу других, ибо свобода человека заканчивается там, где начинается свобода другого.
Богохульство и порицание известных всем положений религии также не относится к проявлениям свободы, поскольку мусульманское общество чтит акыду (религиозные убеждения) и порядок. Акыда является фундаментом, на котором строится мусульманское общество. В основе её лежит вера в Аллаха, покорность Ему Одному и соблюдение Его Закона, который дошёл до нас через пророков и небесные послания, последним из которых был ислам. Связь акыды — убеждений — важнейшая из связей, существующих в обществе.
Именно акыда, а не общие интересы и не принадлежность к одной расе, национальности или полу объединяет и сплачивает членов общества.
Акыда в мусульманском обществе является неотъемлемой частью общественного порядка, и никто не имеет права нарушать его, критиковать, порицать и выступать против него.
В мусульманском обществе у любого человека есть свобода слова, позволяющая ему беспрепятственно высказывать свои мысли и делиться с другими людьми полезными, созидательными идеями через любые средства массовой информации.
Каждый человек имеет право критиковать несправедливое или неправильное на его взгляд положение вещей, при условии, что критика его обоснована и соответствует истине. Это входит в обязательное для каждого мусульманина и мусульманки побуждение к одобряемому и удерживание от порицаемого.
Свобода в исламе — это когда человек признаёт себя рабом Одного лишь Аллаха и не знает иного Господа, кроме Него. Раб Аллаха не может быть рабом кого-то или чего-то другого, а это и есть истинная свобода.
А когда одни люди превращают себя в господ для других, о свободе не может быть и речи.
Арабы-язычники поняли это в тот самый миг, когда впервые услышали, как Посланник Аллаха ﷺ открыто призывает людей сказать: «Нет божества, кроме Аллаха, и Мухаммад — Посланник Аллаха». Они поняли, что формула единобожия произведёт грандиозный переворот в жизни арабов.
Единственным Распорядителем и Законодателем будет признан Всевышний Аллах, и бразды правления окажутся в руках тех, кто будет неуклонно соблюдать Шариат Всевышнего… Именно поэтому они преградили путь новому призыву, приложили все усилия для того, чтобы покончить с ним, и безжалостно уничтожали или подвергали пыткам тех, кто уверовал, особенно бедных и не имеющих власти и влияния.
Ситуация обострилась настолько, что у верующих остался единственный выход — совершить переселение туда, где свобода и где можно призывать людей к исламу, не опасаясь гонений и расправ.
Использованная литература: Мусульманское общество в свете Корана и Сунны / Сост., пер.
с араб., перераб., прим. Е. Сорокоумовой. — 2-е изд., испр. — М. : Умма, 2012. — 560 с.