Ключевые слова: экономика, воспитание, спорт
Актуальность работы: За последнее время спорт стал важной отраслью экономики многих стран. В него вовлечены значительные финансовые средства и большое количество рабочей силы. Постоянно совершенствуются и разрабатываются новые модели управления спортом и его финансирования. Вместе с тем усиливающиеся тенденции коммерциализации и профессионализации, с одной стороны, а также острая конкуренция вокруг бюджетных средств — с другой, свидетельствуют о том, что спорт должен научиться самостоятельно извлекать прибыль из имеющихся в его распоряжении ресурсов. Долгое время спорт и экономика рассматривались даже на Западе как две отдельные отрасли. Считалось, что спорт — это хобби, свободное времяпровождение, и он не имеет ничего общего с экономикой, профессией, торговлей. Сегодня все кардинально изменилось: в спорте можно заработать неплохие деньги, разумеется, в условиях жесткой конкуренции, но и традиционные ресурсы спорта становятся все более ограниченными. Вследствие этих процессов становится ясно, что спорт нуждается не только в профессиональных спортсменах и тренерах, но и в профессиональных экономистах, управленцах, юристах, социологах. Это касается всех его сфер: спорта для зрителей, профессионального спорта, спортивных союзов и клубов, коммерческого предложения или государственного и регионального управления.
Спорт нуждается в людях, которые могли бы, например, рассчитать стоимость строительства бассейна или проведения крупного спортивного события и не обладали при этом отрывочными знаниями о финансах, менеджменте, маркетинге, а разбирались в спортивной продукции, организациях, культуре спорта.
Следует отметить: поскольку спорт во многих своих проявлениях очень четко классифицируется с экономической и управленческой сторон, то очень многое из экономической теории и теории управления применимо и в спорте.
Цель работы: выявление степени влияния экономического воспитания на студентов физкультурных специальностей
Воспитание – направленное воздействие на человека со стороны общественных институтов с целью формирования у него определенных знаний, взглядов и убеждений, нравственных ценностей, политической ориентации, подготовки к жизни.
Существует много классификаций видов воспитания.
Так, по формам (институциональному признаку) различают:
- семейное, школьное, конфессиональное (религиозное), воспитание в специальных учебных заведениях (пенитенциарное);
по содержанию:
- трудовое, умственное, физическое;
по доминирующим принципам и стилю отношений «воспитатель-воспитуемый»:
- авторитарное, свободное, демократическое;
по объектам воспитания:
- идейно-политическое, нравственное, половое, эстетическое, экономическое, гражданское, интернациональное, патриотическое, правовое, экологическое.
Экономическое воспитание - организованная педагогическая деятельность, направленная на формирование экономической культуры учащихся.
методам экономического воспитания студентов относятся:
· лекции по экономическим дисциплинам. Они планируются в учебных планах по всем специальностям.;
· практические занятия;
· самостоятельные занятия. Они способствуют лучшему усвоению учебного материала;
· практика. Практика призвана сформировать у специалиста-выпускника ВУЗа профессиональные умения, навыки принимать самостоятельные решения на конкретном участке работы в реальных производственных условиях путем использования различных обязанностей свойственных будущей профессиональной и организационно-управленческой деятельности
В системе формирования экономической культуры используются многообразные формы: иллюстрации, беседа, рассказ, лекция, олимпиады, факультативы, решение производственных задач, экскурсии. Большое место уделяется игровым формам проведения занятий и творческим работам в учебной и вне учебной деятельности (деловые игры, выполнение экономических расчетов, определение экономической эффективности трудовой деятельности, изобретений и т.д.). Экономическое воспитание учащихся обогащает целостный педагогический процесс, придает ему предметно-жизненную, личностно-ориентированную направленность. Содержание общественного экономического сознания становится достоянием школьников в результате их познавательной деятельности.