В массовой культуре сложился характерный образ скандинавского воина, как человека жестокого, человека без манер, разбойника, варвара. Это крайне вводящий в заблуждение образ, отождествляемый с образом викингов девятнадцатого и двадцатого веков, который позже был скопирован кинорежиссерами или писателями и таким образом вошел в умы современных людей. Культура скандинавов раннего средневековья описывается все новыми и новыми публикациями зарубежных и местных исследователей, показывающих средневекового жителя Скандинавии как человека, мало чем отличающегося от своих сверстников из других частей Европы.
Исландские саги - огромное собрание историй об исландцах, скандинавских королях и легендах Севера - являются исходной базой для изучения спортивной деятельности скандинавов в средние века. Несмотря на то, что они во многом художественные, они содержат важную информацию о жизни современников. Саги, написанные с конца XII века, ученые делят на следующие категории: саги об исландцах, королевские саги, легендарные саги, саги о епископах и переведенные европейские романсы. Они содержат описания событий со времен заселения Исландии около 872 года, которые часто касаются повседневной жизни. Хотя исландцы не знали письменности в IX веке, содержание саг передавалось устно из поколения в поколение. Большинство саг были отражены в письменном виде примерно 400 лет спустя, в 13 веке.
Читая саги, мы можем многое узнать о спортивных развлечениях средневековой Скандинавии. Однако читателю сложно найти удовлетворительный ответ на вопрос «Во что играли и как?». В наши дни, если, например, в книге присутствует футбольный матч, разве автор пытается объяснить правила этой командной игры? Даже если кто-то не интересуется футболом, он более или менее знает правила. То же самое и с писателями саг, которые не видели необходимости описывать данную игру, потому что по определению она была известна более широкой аудитории.
Есть несколько игр которые пользовались огромной популярностью: глима, кнаттлейкр(игра с мячом) , хестаинг(бой коней). Что это?
Глима
Глима - единственная из перечисленных физических состязаний, которая имеет полное право называться спортом. Так называется исландская борьба, которая до сих пор остается национальным видом спорта у исландцев. Есть даже международная ассоциация глимы. Этот вид спорта имеет аналоги во всех культурах мира. Этимология этого слова обозначает «радость», «веселье», «яркость». Истоки глимы в источниках искать сложно, потому что такое естественное соперничество людей могло появиться гораздо раньше, еще в древности. Исландский вариант, описанный в сагах, более жесток, чем современная борьба. В сагах можно выделить несколько различных техник, которые ясно описаны. Часто можно прочитать о бросках игроков, которые привели к серьезным травмам, увечьям и даже смерти одного из них. Часто игроки, изображенные в сагах, были рабами, что говорит о том, что они были специально обучены для таких задач. Из-за того что большинство рабов были из Ирландии, существует предположение, что глима имеет ирландское происхождение.
Игра с мячом
Следующая игра, которую можно найти в текстах, - это knattleikr , или «игра с мячом». К сожалению, здесь много неизвестного ... Исходя из источников, исследователи делают вывод что: это командная игра, для которой использовались клюшки и мячи, поле было каким-то образом размечено, чаще всего в нее играли на замерзшей поверхности озера или фьорда. Вот и все. К сожалению, мы не можем узнать, каковы были правила этой игры и сколько игроков участвовало в ней. Некоторые исследователи сравнивают данную игру с лакроссом, хоккеем на траве или бейсболом. Эта игра требовала большого мастерства и была не для всех. Мужчины и мальчики играли отдельно. Женщины же могли только смотреть игры. Исключались также люди, которые были чрезмерно агрессивны или имели проблемы с самоконтролем. Это делалось из соображений безопасности - матчи часто заканчивались драками. Очень часто в сагах можно встретить такое описания игры, в которых игроки используют техники глимы, чтобы сбить противника с ног.
Бой коней
Исландцы держали специальных лошадей для боя, которые стоили дороже, чем кобылы или мерины. Соревнования были популярны, в них принимало участие много участников, своего рода чемпионат, например, между одной и другой стороной фьорда. Лошадей заставляли драться друг с другом,брыкаться и кусать друг друга, и тот, кто отпускал лошадь, проигрывал. Хотя это развлечение может показаться очень странным и жестоким, еще более шокирующим является то, что сегодня его практикуют в некоторых странах Юго-Восточной Азии.
В дополнение к описанным играм саги также включают бросание шкуры, натягивание шкуры или веревки, стрельбу из лука, длительный бег и спринт, скачки, метание камня или копья, гимнастику и различные силовые испытания.
Удивительно, но в сагах мы не увидим упоминание, связанного с лыжным спортом или катанием на коньках, которые используются только для передвижения (может быть, не было необходимости об этом писать?), Несмотря на то, что был бог Улль, который использовал лыжи.
Игры и физическая активность создали скандинавскую культуру. Посредством соревнований, организованных среди всего населения, были предотвращены конфликты, а с другой стороны, была создана возможность избавиться от юношеского упрямства, а также способствовали физическому развитию юношей и обучению их навыкам воинов. Благодаря победам в викинг получал известность и мог быть упомянут в сагах как сильнейший житель своего региона.
Физические соревнования также были элементами различных обычаев и традиций, религиозных праздников, праздников повседневной жизни - похороны, рождение, дни рождения, ежегодные праздники - равноденствия, солнцестояния, воскресенья (после христианизации). В конце концов, они были законодательным элементом (старейший исландский закон содержит упоминания о конных боях и последствиях поражения).