Найти тему
Финансовая газета

Сомнительные налоговые схемы: как экономия может обернуться большими штрафами

Еще до пандемии налогоплательщики всегда изыскивали варианты и возможности обойти действующее налоговое законодательство путем оптимизации налоговых обязательств. Однако налоговые органы тоже не дремлют и вполне успешно выявляют креативных руководителей.

Необходимо помнить, что все хорошо в меру. Применяя различные схемы, направленные на экономию налоговых обязательств, не нужно забывать о том, что за нарушение норм действующего законодательства предусмотрена ответственность. Статьей 199 УК РФ предусмотрена уголовная ответственность за уклонение от уплаты налогов, сборов. Санкция зависит от степени совершенного деяния – от 100 тысяч рублей до 500 тысяч рублей. Либо принудительными работами на срок до 5 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового. Либо лишением свободы на срок до шести лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Покупка налоговых вычетов для оптимизации НДС

Наверное, это одна из самых распространенных схем по уходу от уплаты налогов в бюджет.

Работает такая схема очень просто. Заключается фиктивный договор об оказании услуг (договор поставки, договор подряда), выписываются первичные документы: счет-фактура, товарная накладная (КС-2, КС-3), акт об оказании услуг. Заказчик оплачивает процент от номинала стоимости заказанных услуг, и voilà – платить в бюджет НДС уже надо в гораздо меньшем размере. При этом налогоплательщики, используя такие схемы, не учитывают некоторые нюансы. Использовать такую оптимизацию возможно только в том случае, если имеется возможность отслеживать цепочку сдачи отчетности нескольких компаний. Это связано с тем, что выданная контрагентом счет-фактура должна быть отражена в книге продаж, а у приобретателя счет-фактуры – в книге покупок. Если этого не сделать, то после подачи налоговой декларации налоговая служба может заинтересоваться проведенными операциями. В случае если налогоплательщик – приобретатель вычета НДС не сможет доказать правдивость совершенной операции, налоговая служба доначислит уплаченный НДС. И уже получится, что компания больше потеряет в финансовом плане: доначисленный НДС плюс пени (штрафы) плюс расход на уплату процента от номинала стоимости приобретенных услуг плюс возможное возбуждение уголовного дела.

Более того, тут еще имеется один подводный камень. Без реальной перегонки денежных средств и только при наличии подписанных документов у одной компании образуется дебиторская задолженность (это, собственно, у компании, продавшей документы для вычета НДС), у второй – кредиторская задолженность. И хорошо, если ваши «контрагенты» спишут дебиторскую задолженность и она будет «похоронена» в одной из ликвидированных контор. А если нет и к компании, купившей документы для применения вычета по НДС, обратятся с иском о взыскании задолженности? Ведь документы-то все подписаны.

В целом, применяя такую схему, необходимо взвесить все риски, включая вероятность привлечения к уголовной ответственности, и возможный получаемый профит.

Наращивание себестоимости продукции

Еще один распространенный вариант ухода от уплаты налогов. Схема также настолько проста, что налоговые инспекторы ее выявят очень быстро и оперативно. Сводится она к следующему. Можно рассмотреть на примере поставки, потому что ее часто используют для ухода от налогового бремени. Создается цепочка подконтрольных фирм. Ввозится товар на территорию РФ и уплачивается НДС. Данную операцию осуществляет так называемый формальный импортер. Затем ввезенный товар реализуется своей «серой» фирме, которая затем также реализует товар еще одной своей подконтрольной компании с максимальной маржой. Таким образом, происходит наращивание себестоимости.

Конечная подконтрольная компания реализует товар на рынке и при этом получает не очень большую прибыль. Соответственно, чем ниже прибыль, тем ниже налоговые обязательства.

Подобные схемы налоговые инспекторы раскрывают очень быстро.

Доводы в суде о том, что компания А не может отвечать за действия компании Б, не работают уже давно. При установлении аффилированности или другой взаимосвязанности между цепочкой компаний налоговая служба доначислит все ранее не уплаченные налоги, пени, штрафы и внесет компанию в свой особый список для последующего отслеживания соблюдения положений НК РФ.

Создание резерва по сомнительным долгам

Сомнительным долгом признается любая задолженность перед налогоплательщиком, возникшая в связи с реализацией товаров, выполнением работ, оказанием услуг, в случае если эта задолженность не погашена в сроки, установленные договором, и не обеспечена залогом, поручительством, банковской гарантией (п. 1 ст. 266 НК РФ). Исключение составляет задолженность, образовавшаяся в связи с реализацией имущественных прав (письма Минфина от 17.02.2020 № 03-03-06/1/10859, от 19.12.2019 № 03-03-06/2/99558, от 04.09.2015 № 03-03-06/2/51088).

Цель создания резерва по сомнительным долгам сводится к тому, что отчисления в данный резерв позволяют налогоплательщику признать расходы, которые компания еще не понесла, и за счет данного резерва списать просроченную дебиторскую задолженность.

При этом, чтобы подтвердить налоговому органу правомерность признания дебиторской задолженности нереальной ко взысканию и ее списанию за счет резерва по сомнительным долгам, налогоплательщик обязан доказать, что он соблюдал все меры для взыскания задолженности, что предпринял все меры для проверки контрагента перед заключением договора и в наличии имеется вся первичная документация.

Факторинговая схема

По договору факторинга одна сторона (клиент) обязуется уступить другой стороне – финансовому агенту (фактору) денежные требования к третьему лицу (должнику) и оплатить оказанные услуги, а финансовый агент (фактор) обязуется совершить не менее двух следующих действий, связанных с денежными требованиями, являющимися предметом уступки: передавать клиенту денежные средства в счет денежных требований, в том числе в виде займа или предварительного платежа (аванса), и (или) осуществлять учет денежных требований клиента к третьим лицам (должникам) и (или) осуществлять права по денежным требованиям клиента, в том числе предъявлять должникам денежные требования к оплате, получать платежи от должников и производить расчеты, связанные с денежными требованиями, и (или) осуществлять права по договорам об обеспечении исполнения обязательств должников (п. 1 ст. 824 ГК РФ).

Суть данной схемы очень проста. Налогоплательщик, нуждающийся в денежных средствах прямо здесь и сейчас, может их получить от агента и не ждать, пока должник осуществит оплату, либо оплатить услуги своему контрагенту. Это при правильной схеме и законной.

При использовании факторинговой схемы для оптимизации налогообложения агент и клиент участвуют в ней вместе. Агент за свои услуги получает от клиента комиссию до 30%, но при этом агент налоги не платит. С целью ухода от налогов агент заключает фиктивный договор поручения с офшорной компанией, на счета которой уходит большая часть полученного от клиента вознаграждения. Далее сумма вознаграждения, упавшая на счет в офшорную компанию, «обналичивается» и за минусом вознаграждения агента попадает опять к клиенту в виде уже наличных денежных средств. Как итог всей этой схемы, агент уплачивает налоги с разницы между поступившим вознаграждением и суммой вознаграждения, перечисленной им офшорной компании.

Главный вопрос налоговых служб: какова экономическая целесообразность заключения договора факторинга? По сути компания могла взять кредит в банке под меньший процент, чем заключать договор факторинга. Кроме того, необходимо будет обосновать при проведении налоговой проверки реальную потребность в срочном получении свободных денежных средств.

Бартерная схема

В целом схема довольно безобидная, особенно в условиях, когда наблюдается нехватка денежных средств. Однако при проведении такой сделки необходимо помнить о соответствии стоимости полученного и переданного имущества. Только в том случае, когда бартерные сделки имеют деловую цель, цены не отклоняются от рыночных, можно избежать претензий со стороны налоговых органов.

Уступка долга (цессия)

Положительным моментом в данной схеме является то, что кредитор получит хоть какие-то денежные средства или имущество. Стоит учитывать при реализации данной схемы то обстоятельство, что договор цессии необходимо заключать не с зависимым контрагентом, а совершенно с посторонней компанией. Аффилированность или иная взаимосвязь цедента и цессионария докажет, что действия сторон были направлены лишь на перераспределение налоговой нагрузки с одного участника группы на другого (Определение АС РФ от 13.09.2018 по делу № А40-135154/2017). Не забываем о том, что налоговые органы прекрасно выявляют и скрытую аффилированность (взаимозависимость): разные компании представляет один и тот же представитель; стороны договора цессии используют одни и те же телефоны для связи; деньги по сделке переводятся по цепочке.

Согласно положениям налогового законодательства (ст. 155 НК РФ) при уступке права требования цедент платит НДС только с суммы, превышавшей номинал долга. В случае заключения убыточного договора цессии НДС не подлежит уплате.

Так же как и в случае списания долга за счет резерва по сомнительным долгам, налогоплательщику необходимо будет обосновать в случае проверки налоговыми органами правомерность и необходимость, экономическую целесообразность сделки. Например, компания предприняла меры по досудебному урегулированию задолженности, но положительного эффекта это не принесло. При этом необязательно налогоплательщику вступать в судебный спор с должником, потому что судебное разбирательство не всегда эффективно и, как правило, довольно финансово накладно. Но сохранить доказательства урегулирования спора с должником необходимо.

Мы рассмотрели наиболее популярные налоговые схемы оптимизации налоговых обязательств. Существуют и другие. Например, новация договора поставки в договор займа, обратная аренда, присоединение чужих убытков, серая заработная плата, неучтенная наличность, кредитование за счет бюджетных средств.