Найти в Дзене
Чёрный заяц

История Фараонов Египта

Фарао́н  — современное наименование правителей Древнего Египта. Не было официальным титулом, а возникло как эвфемизм, позволяющий обойтись без упоминания царского имени и официальных царских титулов, в эпоху Нового царства и особенно распространилось к середине I тысячелетия до н. э.
История
Деспотические монархии в Древнем Египте зародились во второй половине IV тысячелетия до н. э. После
Оглавление

Фарао́н  — современное наименование правителей Древнего Египта. Не было официальным титулом, а возникло как эвфемизм, позволяющий обойтись без упоминания царского имени и официальных царских титулов, в эпоху Нового царства и особенно распространилось к середине I тысячелетия до н. э.

История

Деспотические монархии в Древнем Египте зародились во второй половине IV тысячелетия до н. э. После объединения Верхнего Египта и захвата царями Нармером и Миной (Менесом) Дельты Нила (XXXI век до н. э.) агрессивный военный характер этих монархий начал меняться. Одновременно с развитием бюрократического аппарата и переводом хозяйства в прямое подчинение монарху шла сакрализация его власти. Царь стал рассматриваться как гарант благосклонности богов к стране. Начиная с IV династии, он ассоциируется не с богом Хором, а с богом солнца Ра, сыном которого и считается. Тогда же одна за другой были построены Великие пирамиды, олицетворявшие исключительную мощь и величие правителей того времени.

-2

С упадком Древнего царства, климатическим кризисом XXIII—XXII вв. до н. э. и вступлением Египта в I Переходный период могущество и авторитет египетских царей ослабли, возросло влияние и богатство знати и государственных чиновников. Эпоха Среднего царства так полностью и не вернула египетским царям потерянного. После распада Среднего царства и завоевания Нижнего и части Верхнего Египта гиксосами большей частью страны стала править гиксосская династия, обладавшая полноценным сакральным статусом.

-3

После изгнания гиксосов в начале Нового царства Египет оказался в новом политическом положении: он больше не доминировал в регионе, где у него появились такие могущественные соперники, как царство Митанни и позже Хатти (Хеттское царство). В результате авторитет фараонов стал основываться в значительной степени на их военных успехах. Тем, кто их не имел (как женщина Хатшепсут и царь-миротворец Аменхотеп III), приходилось усиленно убеждать подданных в своём божественном происхождении. Несмотря на это, морально-идеологическая зависимость общества от царя уже не шла ни в какое сравнение с Древним царством. К концу II тыс. до н. э. децентрализация египетского общества, рост влияния храмов и номархов закончились распадом Нового царства.

-4

С этого времени фараоны не имели существенного влияния в регионе. Лишь некоторым из них (например, Псамметиху I) удавалось объединить Египет и вмешиваться в дела соседних стран. Население и отдельные хозяйства становились всё более независимы от царя, а его сакральная роль посредника между народом и богами практически исчезла. В 525—405 гг. до н. э. фараонами Египта официально считались персидские цари Ахемениды, в 332—323 гг. до н. э. — Александр Македонский, а после смерти последнего — Птолемеи, потомки его диадоха Птолемея I. Вернуть власть национальной элите на короткое время удалось лишь Нектанебу I (380—362 гг. до н. э), фараону XXX (Себеннитской) династии, сумевшему в 374 году до н. э. отразить нашествие войск персидского царя Артаксеркса II.

Имена

-5

Обычным же наименованием египетских правителей было выражение «принадлежащий Тростнику и Пчеле» (егип. nsw-bity), то есть соответственно Верхнему и Нижнему Египту, либо просто «повелитель обеих земель» (егип. nb-t3wj)[5]. Обычные тексты называют в большинстве случаев только тронные имена, тогда как все имена фараона используются в особенно торжественных надписях[6].

Со времён Среднего царства установился полный титул египетских царей, состоящий из пяти имён:

  • Небти-имя (егип. nb-t3wj от nbty — «две госпожи») было связано с богинями — покровительницами Египта Нехбет и Уаджит;
  • Золотое имя (золото в египетской культуре традиционно ассоциировалось с вечностью);
  • Тронное имя, или преномен (егип. nsw-bity) принималось при воцарении и часто включало ссылку на бога Ра (например, Мааткара у царицы с личным именем Хатшепсут);
  • Личное имя, или номен — давалось при рождении, в надписях предварялось титулом «сын Ра».

Правители Среднего и Нового царств популярны в основном под личными именами (Тутмос, Аменхотеп, Рамсес и др.), однако ранние цари нередко известны только по Хорову имени (например, Нармер).

Атрибуты

-6

Царские атрибуты унаследованы от додинастического периода и частично «заимствованы» у богов

Корона

-7

существовала во многих вариантах. Двойная корона «пшент» (с егип. «двойная власть» состояла из красной короны Нижнего Египта «дешрет» и белой короны Верхнего Египта «хеджет». Каждая из этих двух корон принадлежала также богиням, покровительствующим этим частям страны — богине-кобре Уаджит и богине-стервятнику Нехбет. Изображения Уаджит и Нехбет прикреплялись к короне спереди в виде урея. Реже надевались синяя корона хепреш (для военных походов), золотая корона хаит (для ритуальных обрядов), диадема сешед (в эпоху Древнего царства), а также другие головные уборы вроде короны хемхемет, чаще встречающиеся на изображениях богов, чем фараонов.

Платок

-8

(немес, или клафт) был обычным головным убором в Египте, однако различался по цветам в зависимости от социальной категории носящего. Царский платок, судя по имеющимся изображениям, был золотым с синими полосами. Иногда поверх него надевались урей или корона.

Скипетр

-9

короткий жезл с изогнутым верхним концом. Известен с додинастических времён и происходит, вероятно, от пастушеского посоха. Его носили не только боги и фараоны, но также и высшие чиновники

Цеп

-10

обычно изображается вместе со скипетром.

Жезл

-11

длинная трость с раздвоенным нижним концом и навершием в виде головы собаки или шакала, позже стилизованным.

Накладная бородка

-12

была символом власти и мужской силы царя, изготовлялась искусственно и подвязывалась.

Праздники и церемонии

Коронация фараона это важный ритуал в Раннем и Древнем периодах древнеегипетской истории правления и смены власти между фараонами. Ритуал не единоразовый, а мог длиться в пределах до года, и сопровождаться различными обрядами, фестивалями, церемониями

-13

Фараону разрешали носить корону только после прохождения всех ритуалов и традиций. Начиная с XI династии во время церемоний коронации фараоны выбирали себе 5 разных титулов (их также называют тронными именами), которые выбирались согласно будущим намерениям фараона, а именно деяниям, которые он планировал осуществить в рамках своего правления.

Фестиваль Опет также Праздник Опет / Ипет 

-14

древнеегипетский ежегодный праздник бракосочетания Амона и Мут, во время которого барки с изображениями этих богов и их ребёнка Хонсу (фиванская триада) перевозились из Карнакского храма (Ипет-Исут или Ипет-сут) в Луксорский, расстояние между которыми около 2 км. Кульминацией процесса являлась встреча Амон-Ра из Ипет-Исут с фиванским Амоном. Перерождение — одна из центральных тем фестиваля, поэтому на нём обычно проводилась церемония повторной коронации фараона. Праздник отмечался с периода Нового царства

-15

В более ранних вариантах празднованиях фестиваля процессия со статуями бога шла вниз по аллее сфинксов, соединяющей два храма, останавливалась в специально построенных часовнях по пути. Перед святынями оставляли подношения, предназначенные для богов и служащих им жрецов. По окончании церемонии в фиванском храме барки отправились обратно на лодке в Ипет-Исут. В более поздних вариантах торжества статуи перевозились как в Ипет-Исут, так и в Фивы на лодке. Фестиваль приходился на второй месяц Ахета, сезона разлива Нила. Царская барка плыла параллельно с судном богов, и церемонии в «Палатах Божественного фараона» воссоздавали церемонии коронации, таким образом подтверждая право на царство.

Праздник Мин 

-16

церемония в Древнем Египте, празднование продолжения правления фараона. Корни праздника восходят к Доисторическому Египту. Наибольшую популярность праздник приобрел во время правления Рамзеса II из XIX династии. Праздник был связан с поклонением фараону и проводился в последний месяц лета. Церемонии проводились самим фараоном, затем его женой, семьей фараона и судом. Фараон входил в святилище бога Мина, совершал жертвоприношение и приносил благовония. Затем статую бога выносили из храма на щите, который держали 22 жреца. Перед статуей бога находились две маленькие статуи фараона в положении сидя. Перед статуей бога Мина проходила масштабная церемониальная процессия с танцорами и жрецами. Напротив них находился фараон с белым быком, меж рогов которого находился диск, символизирующий Солнце. Когда статую бога приносили к концу церемонии, ей преподносились жертвы от фараона. В конце праздника фараон получал пучок злаков, которые символизировали плодородие.

Хеб-сед 

-17

древнеегипетский «праздник хвоста», который с пышностью отмечался в 30 год правления фараона и затем, как правило, каждые следующие три года его царствования. Только Эхнатон и царица Хатшепсут отметили хеб-сед раньше этого срока: на четвёртом и в 16 году своих правлений соответственно.

Зачастую празднование сопровождалось возведением особого храма, из которых наиболее известен храмовый комплекс, возведённый Осорконом II в Бубастисе. Праздник имеет древнее происхождение и, по-видимому, отмечался уже во времена Дена и Джосера. Хвост животного был в то время необходимым предметом царского облачения; позднее в церемониалах его заменил джед.

-18

Зачатки этой традиции теряются в древности. По прошествии определенного времени правитель должен был всенародно доказать свою силу, дабы продолжать властвовать, ибо от его силы зависела не только способность защитить страну от врагов, но, по тогдашним представлениям, и урожайность земли, плодовитость скота, счастье и благоденствие подданных; если он не мог доказать свою силу, его умерщвляли и заменяли молодым. Подобного рода обязанностей у египетского царя было немало; так, согласно мифу о Хоре и Сете, он должен был, к примеру, нанести поражение вражескому предводителю. В позднейшие времена правители выполняли эту обязанность лишь символически, согласно установленному ритуалу. Все эти свои многочисленные обязанности царь должен был выполнять и в загробной жизни, где он по-прежнему оставался властителем и богом.