Найти тему
MySportExpert

Обзор комплектующих для велосипеда

Попытки самостоятельно разобраться со всеми нюансами настройки под себя разделочного или триатлонного велосипеда можно, наверное, сравнить с попытками разобраться с устройством космического корабля.

Кажется, совсем не дешевый велосипед куплен, колёса на месте, руль есть... Все велогонки и триатлонные старты для меня открыты! Садись и едь!

Но не всё так просто.

Любой велосипед можно бесконечно улучшать под себя и под свои цели, выбирая для него разные . Разбираемся, какие детали можно поменять в своем велосипеде и зачем.

Что такое комплектующие?

В понятие “комплектующие” можно включить, пожалуй, всё, из чего состоит велосипед. Всё, что с него можно снять и заменить: руль, диски, седло, систему, и даже, по сути, саму раму. Рассмотрим основные комплектующие, от которых может зависеть результат спортсмена.

1) Обвес

-2

Что такое обвес? Это тормоза, система, ручки-переключатели и перекидки. Остановимся на трех основных брендах, которые могут предложить широкий выбор обвесов: это SRAM, Shimano и Campagnolo.

Shimano (Япония)

Один из самых популярных производителей велосипедного оборудования. Обвесы Sora и Tiagra можно считать начальным и средним уровнем оборудования, а вот Ultegra, Dura Race и 105 – это уже обвесы уровнем выше. Например, Shimano 105 — это высококачественная шоссейная группа оборудования, которую можно приобрести по вполне доступной цене. Ultegra — система профессионального уровня, а Dura Race обычно устанавливается на топовые велосипеды и считается одной из самых высокотехнологичных.

SRAM (Америка)

Все остальное, что есть у SRAM, – force1, rival и apex – используется не только на шоссейных моделях, их можно ставить на грейвл, на циклокросс и другие псевдо-шоссейные велосипеды.Одна из самых последних систем у SRAM – это force, её можно назвать предтоповой (сравним с iPhone R — относительно новая модель, но все же не самая продвинутая). Есть достойные внимания Etap red – стандартная система с 11-ю звездами сзади, которая работает на bluetooth и, например, axs – новая система с 12-ю звездочками.

Campagnolo (Италия)

У некоторых обвесов Campagnolo есть дополнительный индекс eps, помогающий определить, что система рассчитана на электрику.Фирма, которую можно назвать тиранозавром среди всех других производителей комплектующих для велосипедов. Они вышли на рынок одними из первых, и их разработки основываются на колоссальном опыте.
Один из последних вышедших обвесов – Campagnolo Super record – тоже система с 12-ю скоростями сзади.

Минус Campagnolo в том, что на территории России очень мало сервисных центров, работающих с этой фирмой. К тому же, модели, вышедшие до 2017 года, малосовместимы с другими брендами. Например, звезды Campagnolo нельзя поставить на Shimano или SRAM, в то время как последние два бренда неплохо сочетаются между собой.

2) Система

Системой принято называть передние звёзды и шатуны. Именно система во многом влияет на плавность и частоту педалирования.

Все системы обычно делятся на два типа: compact и classic, в зависимости от такого параметра, как BCD (bolt circle diameter) – диаметра окружности в шатунной системе. В системах с двумя ведущими звёздами существуют два стандартных диаметра: 130 мм (classic) и 110 мм (compact).Система шатунов бывает разного размера (в зависимости от длины самого шатуна). Три самых распространенных варианта – это 170, 172,5 и 175 мм.

Для начинающих спортсменов достаточно системы compact. Всё просто: чтобы почувствовать преимущества системы classic, нужно уже выступать на высоком уровне.Звёздочки, которые можно поставить на систему compact, варьируются от 36 т (самая маленькая) до 52 т (самая большая). Для системы classic размер самой большой звездочки будет только начинаться от 53 т, а маленькой – от 39 т. И уходить в бесконечность.

3) Колёса

-3

Вариантов здесь два: колеса с железными и карбоновыми ободами.

Если мы говорим про начинающих велосипедистов/триатлетов и, соответственно, про базовую комплектацию велосипеда, то колёса могут быть железными – теми, которые не жалко повредить, въехав в яму или, например, упав. К тому же их будет проще восстановить (выпрямить).

Карбоновые колёса тоже можно восстанавливать после повреждений, но сделать это будет гораздо сложнее. В частности, потому, что карбон как материал является более жёстким. Карбоновые колёса сложнее в обслуживании и дороже, поэтому лучше использовать их не во время тренировок, а именно на стартах. Причём делать это, уже имея опыт выступлений.

Ещё один нюанс при выборе колёс – диски и лопасти.

На дисках и лопастях лучше всего выступать, если ты являешься профессионалом довольно высокого уровня. Дело в том, что они очень жёсткие, и у начинающего спортсмена могут даже возникнуть проблемы с управлением велосипедом. Ещё одна сложность: если колесо полностью закрыто, во время, например, бокового ветра может увеличиваться сопротивление на сам велосипед.

Резюмируя: начинающий спортсмен может тренироваться на железных колесах, а на старт взять на прокат карбон. Для первых вполне успешных стартов этого будет достаточно.

В глобальном смысле большинство колёс можно поставить на большинство велосипедов. Единственное, что стоит учесть: если у вас стоят железные колеса, то и тормозные колодки должны подходить именно под них. То же самое с колесами из карбона. Если на велосипед с карбоновыми колесами поставить тормозные колодки под железо, сам обод будет изнашиваться в разы быстрее.

4) Руль

-4

Триатлет, выбирая руль, помни: в какой-то момент у тебя может возникнуть потребность поставить на него лежак!

Если руль у велосипеда железный и имеет круглое сечение, то поставить лежак на него — проще простого. Если руль у велосипеда карбоновый и плоский — лежак на него установить гораздо сложнее. На рынке есть всего пара брендов, которые выпускают лежаки под плоское сечение руля. Это нужно учитывать, приобретая велосипед.

Еще один важный момент, на который стоит обратить внимание: интегрирован ли вынос в сам руль? Если да, то изменить его уже невозможно, а вот растяжка спортсмена в течение времени может меняться. Например, за полгода интенсивных тренировок растяжка атлета может улучшиться и расстояние до руля нужно будет изменить. С интегрированным рулям это сделать невозможно.

5) Седло

-5

В чем отличие шоссейного седла от разделочного или триатлонного? Что такое v-shape и t-shape, channel или cut-out седла? Обо всем по порядку.

Если речь идет о размере шоссейного седла, есть несколько важных составляющих: ширина седалищных бугров, уровень растяжки спортсмена и его способности ротировать таз на седле. В совокупности это дает идеальное (условно) положение человека на велосипеде.

Если седалищные бугры спортсмена имеют ширину <119мм, то ширина седла должна варьироваться от 130мм до 143мм (BGFit). Если ширина седалищных бугров находится в диапазоне 120-130мм – это 155 размер седла, а если ширина седалищных бугров составляет >130мм, выбор седла должен остановиться на размере 168мм (возможно, и больше – это зависит от марки и модели седла).

А как влияет на выбор седла уровень растяжки? Если растяжка (и умение) человека позволяет ему ротировать таз вперед, создавать искусственный лордоз в поясничном отделе, он будет сидеть, больше сдвигаясь на кончик седла. В этом случае ему нужна будет V- образная форма седла, ведь она имеет более широкую часть на носике. Если же с растяжкой и умением ротировать таз возникают сложности, то человек больше опирается на седалищные бугры, и ему больше подходят Т- образные седла.

Еще один нюанс — вырез в седле (разгрузка на промежность). Седла, имеющие отверстие в центре, называются cut out saddle. Седла, у которых в центре есть просто канал (не сквозной), называются channel. Если атлет никогда не испытывал болезненных ощущений в седле, то может не задумываться о cut out седлах, их рекомендовано выбирать тем, у кого возникают болезненные ощущения в промежности.

6) Педали

-6

Есть два основных бренда, производящие педали, – это Look и Shimano.

Почему стоит сделать выбор в пользу вторых?

Потому что помимо педалей есть ещё шипы, которые нужно вкручивать в велотуфли и с помощью которых в итоге и происходит крепление. Шип от Look немного меньше по размеру и со временем он начинает немного стачиваться по краям из-за хождения в велотуфлях (полностью этого избежать всё равно не удастся). С шипами Shimano такого не происходит.

Еще вариант: педали от Mavic (бывшие Time) и от Speedplay. Однако, в России они не пользуются большой популярностью.

***

Главный вопрос: может ли велосипед быть собран из комплектующих от разных брендов? Или они должны обязательно сочетаться между собой?

Да, комплектующие, безусловно, должны подходить друг другу. Но не с точки зрения бренда, а с точки зрения технических характеристик. Цепь, звезды и система переключения должны сочетаться обязательно. Всё остальное – лишь вопрос личных предпочтений спортсмена и его целей.

Получить полную консультацию по настройке велосипеда и велопосадки, а также замене комплектующих можно в MySportExpert. Запись – по телефону +7 495 374 94 22 или на сайте.