Подбирая тему новой статьи на канал, я собиралась осветить творчество Густава Климта - популярного австрийского художника, многим известного благодаря картине “Поцелуй”. Но, думаю, что эту тему придется перенести на другой раз, и сначала рассказать о его учителе. О художнике, который оказал огромное влияние не только на Густова Климта и других австрийских творцов, но и на российских художников: Константина Егоровича Маковского, Василия Дмитриевича Поленова, Илью Ефимовича Репина. Речь пойдет о знаменитом и таинственном художнике Гансе Макарте.
Ганс Макарт с его необыкновенным стилем играл в искусстве Австрии очень большую роль. Это было в период юности Густава Климта, который, как говорят, боготворил его. И несмотря на то, что Климт окончил полный курс Венского художественного училища прикладных искусств, он рассматривал уроки у Макарта, как самостоятельную большую школу, интересную и многогранную.
Ранний стиль Климта основывается на историзме и имеет четкое сходство с картинами учителя. Ганса Макарта считали “своим” во всех странах немецкого языка: в Австрии, Швейцарии, Германии и очень любили в нашем Петербурге. Настолько сильно любили, что существовало целое направление в портретной живописи Петербурга, которое называлось “Стилем Макарта”.
Но сегодня я хочу рассказать не только о таланте художника, но и о его загадочной личности. Ганс Макарт построил себе мастерскую посреди Вены и там проводил досуг, создавая уникальные живописные работы. Он писал на исторические темы и создавал портреты, чаще всего он писал женщин, чем мужчин. Портреты художника отражали не только внешность дамы, глядя на полотно, зрители могли ощутить основные черты её характера. Макарт жил затворником, и многие венские девушки мечтали, чтобы он написал их портрет. Мечтали попасть просто в мастерскую, потому что его мастерская была настоящим музеем. Там хранились экзотические предметы, разные предметы религиозных культов, гобелены, предметы домашней утвари, связанные с Турцией и Персией. Кроме этого Макарт притягивал венских женщин своими обещаниями, что при портретировании и в дальнейшей жизни, когда портрет переедет к заказчице домой и займет своё место в интерьере, возникнет особая атмосфера. Что даму будет окружать атмосфера психологического комфорта.
Макарт предлагал изображаемой каким-то образом соприкоснуться с предметом. Чаще всего это было прикосновение к шкуре белого медведя или какой-нибудь другой звериной шкуре, к какому-то экзотическому объекту. Через прикосновение, через какие-то манипуляции предмета в руках дама должна была получить необыкновенную энергию. В то время не было понятия энергетика, использовались понятия прилив сил, оптимизм и тому подобное. С учетом, что это были только 1880-е годы, далеко было до моды на мистицизм и эзотерику, все эти обещания воспринимались как психологические загадки.
Ганс Макарт привлек колоссальное внимание общественности того времени, он считался венской головоломкой. Городской достопримечательностью и одновременно городской тайной. А всё потому, что Макарт никого не пускал без приглашения к себе в мастерскую. С ним необходимо было заранее договариваться о портрете, обсуждать в течение какого времени он будет писать заказчицу, и только потом получить приглашение на сеанс. Среди заказчиц существовала даже конкуренция: кому удастся попасть в эту мастерскую, хозяин которой настолько недоброжелательный к гостям, настолько живет затворником и никого к себе не пускает. А если ещё учесть маленький рост Макарта, необычную внешность, с черной кудрявой бородой, то всё это превращалось в приключение. Множество дам из России специально осуществляли вояжи в Вену. И некоторым всё-таки удавалось познакомиться с художником.
Макарт иногда непрочь был сыграть партию в шахматы. Но, по рассказам его современников, известно, что если кому-то из мужчин получалось к нему попасть, чтобы сыграть в шахматы, то Макарт запрещал разговаривать. Если кто-то хотел сказать два важных для шахматной игры слова - шах и мат, то ему было запрещено это делать. Если делаешь шах, то нужно прикоснуться рукой к королю, если ставишь мат, тоже нужно рукой это показать. Но никаких слов. И если гость Ганса Макарта всё-таки произносил роковое слово шах в слух - его выгоняли. Вот такие странные правила.
Как Макарт отбирал к себе натурщиков, заказчиков, знакомых, партнеров по шахматной игре и по сей день является тайной венской культуры. Но несмотря на все странности пребывания в доме Ганса Макарта, он был замечательным учителем. Молодой Климт брал у Макарта эстетику живописи, перенимал мастерство в области портрета, и правильных ракурсов. И, возможно, именно поэтому Климт сумел так заинтересовать своим творчеством жен богатых венских промышленников. Дам привлекала его способность писать портреты, показывая их более элегантными, мечтательными и женственными. Они любили его за нетрадиционный подход к живописи и свободу творческих взглядов. Талант Густова Климта приводит в восторг и сегодня, а картины считаются признанными шедеврами.
Спасибо за прочтение, надеюсь Вам понравилась статья и Вы многое узнали о художнике Гансе Макарте. Если Вам интересна жизнь других великих художников, то посетите мой канал. Пожалуйста, не забудьте подписаться, чтобы мы встретились с Вами в следующей статье.
Пока пока.