Найти тему
Diana Rose

Михаил Родионов (группа The Retuses)

В марте группа The Retuses выпустила пластинку "Омут" — первый альбом спустя 5 лет после творческой паузы. Он несколько отличается от того, что Михаил Родионов делал до этого: здесь больше экспериментов со звуками, больше глубины и в каком-то смысле больше пустоты, которую каждый слушатель наполнит своими смыслами. Накануне киевского концерта The Retuses Настя Сидько расспросила музыканта о творческих экспериментах, 5-летнем молчании и о том, что делает его счастливым.    

Вы говорили, что решили на время уйти, чтобы найти себя. Куда вас привели поиски?

Я сделал тот альбом, который хотел. Когда в 2013 году я работал над [предыдущей пластинкой] Astra, мне не хватило времени. У нас были жесткие дедлайны и ограничения. Он получился, но не совсем таким, как я его задумывал. С "Омутом" было по-другому: абсолютно никаких дедлайнов. У меня было время обдумать этот материал, переписать какие-то песни. В итоге, когда он мне показался уже полностью готовым — собранным, выверенным и сюжетно цельным, тогда я его отпустил.

А как вы понимаете, что альбом уже завершен, что он хороший?

Я это понял, когда написал первую песню из альбома. Для меня все как-то объединилось, весь этот сюжет. Не знаю, как альбом воспринимают люди, но, как по мне, он закончен. 

Когда я начинаю работать с песней, я не знаю, что в итоге получится. Изначально я записываю как можно больше инструментов, а дальше работа идет в режиме пазла. Моя музыка рождается из импровизаций и семплов. По сути, это такой коллаж.

Вы говорили, что "Омут" вначале задумывался как пьеса. О чем была эта пьеса, кто герои?

Как только я отвечу на этот вопрос, все тут же всплывет, а я этого не хочу. Да, это пьеса. В ней все работает и все связано. Просто как только я обнародую, что там за герои, то это будет уже аннотация. Какая-то образность будет уже продиктована, и у людей не будет работать фантазия. Символы будут трактоваться только так, как автор их преподнес. Мне бы этого не хотелось.

-2

Вас не пугает то, что поклонники могут не понять или не принять альбом?

Такое чувство беспокойства есть всегда. У меня это уже в четвертый раз. Сомнения в собственном материале, что это могут не принять, что люди, которые тебя полюбили, могут отвернуться, всегда не без этого. Релизное время — довольно напряженный период. 

Я ожидал худшего. Полагал, что альбом скорее понравится критикам, но не моей аудитории. В итоге он понравился и тем и другим. Там много работы со звуком, и я скорее отказывался от инструментов, чем добавлял, — мне казалось, что люди воспримут это в штыки. По сути, это такой инструментальный минимализм. Альбом может показаться простым, но на самом деле там больше глубины, чем в Astra. В "Омуте" больше глубины слэш пустоты.

В начале песни Nihil звучит фраза "Если бы можно было вернуться назад, видит Бог, я бы очень многое сделал иначе". Это откуда? Из фильма?

Еще до того как мы в студии сделали ремонт, стоял телевизор. Иногда я его использовал как дополнительный монитор к компьютеру, а иногда по прямому назначению. Я просто поставил микрофон, чтобы записать из телевизора какие-то семплы. Думал, перевернуть их задом наперед или что-то вроде этого. А потом я просто щелкал каналы и записал эту фразу. Даже не помню, что это за канал, но это голос диктора. Реплика работает в сюжете, и я решил ее использовать.  

У вас самого бывает состояние, когда хотелось бы вернуться назад?

Обычно нет. Если говорить о роспуске группы в 2014 году, то все было сделано правильно. Меня в настоящем все устраивает. 

В одном из интервью вы говорили, что концерты вам сложно даются. Что именно вызывает дискомфорт?

Мне вообще не нравится внимание к себе. Мне сложно находиться на публике, когда за мной следят. Скорее всего, в 2014 году это было одной из причин, почему я распустил бэнд и ушел в подполье. Я не хочу быть публичным. Мне не нравится формат выступлений на сцене, потому что меня это пугает. Когда я нахожусь на сцене, то понимаю, что люди в зале знают обо мне больше, чем я о них. И вот это незнание меня пугает. К тому же мне в принципе нравится сама музыка, такие медитативные моменты, когда ты сидишь и наедине с собой играешь. Вот это по мне. А когда ты это воспроизводишь на публике, мне это кажется каким-то неестественным и бутафорским. Альбом как творческая единица отлично живет без того, чтобы его играли на концертах и фестивалях.

Если бы на концерте вас попросили исполнить "Шаганэ" или еще что-то из Есенина, вы бы согласились?

Мы играем "Шаганэ". Из Есенина мне надоело только "Письмо к женщине". Эта песня перестала со мной резонировать – видимо, я ее переиграл. Часто бывает такое, что музыкант ассоциируется только с каким-то одним шлягером. Это что-то типа Creep. Или "Ромашек" у Земфиры. У меня это "Письмо к женщине". И это немного грустно, потому что это не самая интересная песня на самом-то деле. Ее часто просили, обычно мы оставляли ее на десерт в конце сета. В какой-то момент я понял, что она меня не цепляет и воспроизводится уже на автомате. Я эмоционально к ней остыл, я больше не горю и меня ничто не будоражит. Поэтому я просто отказался от нее. Не говорю, что это навсегда, просто нужно выждать какое-то время.

Если вернуться к той паузе, которую вы взяли, 5 лет — это достаточно большой срок. Какие выводы вы сделали для себя за это время?

С одной стороны, я был в подполье, а с другой — продолжал играть концерты. Я понял, что альбом должен выпускаться только тогда, когда ты понимаешь, что он закончен. Конкретно в моем случае дедлайны не работают. Они могут вообще отбить желание заниматься музыкой, и такое со мной случалось. Стоит постоянно сомневаться в том, что ты делаешь. Мне кажется, это нормальные чувства, хотя, безусловно, это тяжело эмоционально: стресс, нервы, самобичевание, самокопание. Мне кажется, если творец сомневается в том, что он делает, то он на правильном пути. Сомнения запускают мыслительный процесс. Еще из выводов — стоит ставить перед собой невыполнимые задачи. Для меня этот альбом —самое сложное, что я делал. Это реально каждодневная работа в течение 5 лет, когда я сидел в комнате, закрывался от жены и что-то пиликал. 

Каково это — работать над альбомом в полном одиночестве?

Это привычная для меня среда. Над предыдущими альбомами я тоже работал один. Я обычно не подпускаю к музыке никого, даже близких ребят, с которыми играю на сцене. Для меня это такой интимный момент. Я не могу создавать, когда кто-то рядом. Дело доходило до того, что, когда мне нужно было записать какой-то очень кричащий бэк-вокал, я свою жену Юлю просил уйти прогуляться где-то часа на четыре, пока я тут буду разносить квартиру и сходить с ума. В такие моменты мне нужно быть в одиночестве. Юля не обижалась, и спасибо ей за это. 

Вы говорите, что не любите вынужденной публичности, но профессия артиста предполагает, что надо все время напоминать о себе. Как вы относитесь к соцсетям?

Я очень долго работал над альбомом, не получая никакого фидбэка. На момент выпуска мне очень хотелось узнать, что же об этом думают люди. Тогда я начал заново осваиваться в соцсетях, писать какие-то посты, чтобы объяснить аудитории, что вообще происходит. И в принципе, когда ты делаешь это изредка, то это нормально. Для меня это пока все-таки непривычная штука. Я считаю, что если что-то и выкладывать в интернет, то это должно быть нечто осмысленное.

Я никогда не хотел стать популярным. Если будут большие предложения от ТВ, если меня позовут в проекты, которые гарантируют моментальный прирост аудитории, то я сразу же откажусь. По крайней мере, сейчас я так думаю. Когда такое случилось в 2012 году [речь о лайв-выступлении в эфире канала "Дождь". – BURO], у меня была жуткая депрессия, я себя вот в этом всем не принимал.

Зрители, которым в один момент сообщили, что есть такой Миша Родионов, играющий и выпускающий что-то под странными названиями, та новая аудитория, которая появилась, – это были совершенно не мои люди. Чтобы оградить самого себя от депрессии, от того, что тебя слушает вообще не та аудитория, которую ты себе представлял, нужно придумывать какие-то фильтры. Чтобы оградить себя от наплыва проходимцев. Цифровой мир очень нестандартный, в нем все так нелинейно происходит, что меня это удручает. Я не люблю внимание к себе и комфортно существую только тогда, когда меня никто не тревожит, когда на улицах не узнают и я могу свободно по городу перемещаться. Когда я, грубо говоря, остаюсь в андеграунде. Массовой истерии мне вообще не хочется. То, что случилось со мной ранее, это было по незнанию, по моей неопытности.

А прям узнавали на улицах и подходили сфотографироваться?

В 2012-13 годах такое бывало часто. Но не было такого, чтобы кто-то доставал. Просто культурно подходили, говорили типа "Миша, привет, очень приятно, нравится твоя музыка". Это было нормально, мы по-человечески общались. Но меня смущает тот факт, что люди обо мне знают больше, чем я о них. 

Лучший совет, который вам когда-либо давали?

Лучший совет, наверное, дали родители, когда говорили, чтобы я перестал заниматься музыкой.

Они не хотели, чтобы вы были музыкантом?

Они просто не верили, что я смогу чего-либо достичь. Это, конечно, было сложно. "Над этим работают миллионы, но пробиваются единицы" – такие фразы звучали. Тогда для меня это стало вызовом. Сыграл мой подростковый максимализм. Родители хотели, чтобы я доучился в университете, а так как я социофоб, который в один момент может стать социопатом, мне было сложно. Я не понимал сути системы образования и решил, что музыка для меня в большем приоритете, чем учеба. Но я об этом не жалею, я рад, что слетел со всей этой ерунды. 

Что делает вас счастливым?

Я настолько заработался, что сейчас вообще ничего. В последнее время у меня такое ощущение, что мой организм уже просто не вырабатывает ни эндорфины, ни дофамин. Даже после хорошего концерта я чувствую себя опустошенным. Меня веселят какие-то железки, аппарат, звук. Юля говорит, что я докатился до того, что стал материалистом: настроение мне поднимают не люди, а техника.