История японцев неотделима от их культуры. Отнимите у японцев историю, и культура их изменится до неузнаваемости.
Прежде чем начать свою статью, хочу познакомить вас с мистером Топотушкиным. Поздоровайся с читателем, котик!
Топотушкин будет помогать мне в написании статейки. А еще он очень любознательный, я прав?
— Дя. Мяв : )
Итак, японцы...
Загадочный народ, японцы. С одной стороны: целомудрие и традиции, а с другой — легализованная порнография. Однако их культурный код куда более заковырист, а иногда и вовсе недоступен для сторонних наблюдателей. Так в чем же, казалось бы, вопрос?
— Давай же об аниме!
Да, аниме. Однако сначала мы затронем историю самой Японии. Если мы хотим понять культуру, то без истории не обойтись. Эти два предмета нельзя рассматривать в отрыве друг от друга.
Есть весьма распространенная теория, согласно которой американские блокбастеры эксплуатируют давний страх американцев: одиннадцатое сентября. Вот почему каждый уважающий себя блокбастер не обходится без демонстрации рушащегося небоскреба. Терракты 2001 года явились одними из самых масштабных и страшных событий в жизни США (после Вьетнамской войны и Великой депрессии). Подобные события срабатывают как своеобразный культурный триггер, после которого культура страны меняется до неузнаваемости. Думаю, ни для кого не секрет, что таким событем для Японии стала небезызвестная бомбардировка двух японских городов (Хиросима и Нагасаки).
— В аниме-сериалах очень много схожих тем, мяв!
Вы наверняка тоже заметили подобную тенденцию, поскольку каждое второе аниме (если не каждое первое) затрагивает и исследует тему конца света. Ну, или перезапуска мира. Или катастроф громадных масштабов. Судите сами, ведь на эту тему создано очень много знаковых (и порой жанрообразующих) тайтлов.
Акира (полнометражное)
Евангелион
Эльфийская песнь (манга)
Триган
Волчий дождь
Эрго Прокси
Блейм
— И таких примеров очень много!
Но и исключений тоже немало. К примеру, "Ковбой Бибоп", созданный при помощи лекалов западной культуры, "Призрак в доспехах", "Хеллсинг", "Монстр", "Тетрадь смерти". Однако эти исключения мы перечислили только ради того, чтобы включить их в другую группу. А именно...
— Есть группа, которую можно наречь "Оружие массового поражения", так ведь?
Да, Топотушкин прав. Японцы с фетишисткой маниакальностью создают всесильных героев, которые олицетворяют собой разлчиные оружия массового поражения. В истории Японии также найдется прецедент: линкоры "Ямато" и "Мусаши". Данные корабли были созданы как сверхмощные бойцы, способные одновременно сражаться с несколькими противниками. Само собой разумеется, что подобное просто обязано было найти отражение в культуре. Из недавних примеров можно выделить, разумеется, "Ванпанчмена", а из классических — "Драгонболл", "Хеллсинг", "Триган", "Кулак Большой медведицы".
— Omae wa mou shinderu, мяв!
Nani? То есть...
Как вы видете, разброс жанров обширен: от комедий с пародийной составляющей до подростковых сëненов. И если "Хеллсинг" рассказывает об исторических процессах в Европе, происходивших в разные периоды времени, то "Тетрадь смерти" пытается осмыслить итоги Второй Мировой войны. Но об этом, пожалуй, чуть попозже.
Как вы увидели, произведения искусства порой нельзя рассматривать в отрыве от исторического контекста.
Топотушкин, пора прощаться!