Найти тему
ВЕДОМОСТИ

Как правильно благодарить сотрудников

Оглавление

В чем ошибаются начальники

Варвара Гранкова для Ведомостей
Варвара Гранкова для Ведомостей

Мы пообщались и с персоналом, и с руководством посредством фокус-групп, анкет и обучающих мероприятий. И обнаружили, что, хотя для начальников проявление признательности к персоналу представляет немалые трудности, сотрудникам эта задача видится довольно простой.

Что советуют сотрудники

1. Не упускайте случая поговорить с сотрудниками. Возможно, вам кажется, что регулярно выделять время на то, чтобы здороваться с сотрудниками и узнавать, как у них дела, значит понапрасну тратить силы. Но на самом деле это общение – точки соприкосновения, ценные для вашего персонала (и для вас). Благодаря им работники не ощущают себя невидимыми.

2. Давайте сбалансированную обратную связь. Сотрудники хотят узнать и что они делают хорошо, и что они могут улучшить. Они говорили, что обратная связь – как положительная, так и указывающая на возможности для развития – один из ключевых способов, которые помогают им почувствовать внимательное отношение руководства. По словам одной сотрудницы, как бы ни были важны для нее похвалы руководителя, она сомневалась в их обоснованности, так как ей никогда не указывали, что она могла бы делать лучше. Между тем некоторые сотрудники, получавшие только критику, сдавались, придя к выводу, что никогда ничего не смогут сделать как надо.

3. Упоминайте о перспективах повышения. Сотрудники хотят понимать свои карьерные перспективы. Если руководитель находит время четко разъяснить подчиненному, каков его потенциал в области профессионального роста, или предоставляет ему больше возможностей, или дает ему задание на вырост, тот воспринимает это как свидетельство своей значимости для начальника. Если, наоборот, начальство не уделяет внимания профессиональному развитию, это выглядит как проявление безразличия. Один сотрудник сказал нам: «Моя начальница постоянно отмечает мои достижения, и я знаю, что она считает, что я переросла свою позицию в штате. Проблема в том, что она даже не пытается добиться для меня новых, более широких возможностей».

4. Предоставляйте гибкие условия труда. Если руководство давало персоналу возможность работать удаленно или просто позже приходить в офис на следующий день после сверхурочной работы, сотрудники сразу воспринимали это как важный сигнал о доверии и признательности. По словам одного участника исследования, то, что начальник предложил ему гибкий график, ощущалось как «огромное поощрение».

5. Сделайте благодарность привычкой. Несколько минут, чтобы сказать сотруднику, за какие достижения вы цените именно его, могут сыграть очень важную роль. Постарайтесь найти для этого время в своем повседневном графике – например, выделите 15 мин в неделю, чтобы написать записку с благодарностью лично от себя, или начинайте совещания своей команды с упоминания об успехах ее конкретных членов. Некоторые опрошенные нами руководители использовали угощение или подарочные карты как вещественные подтверждения своей признательности.

Ошибки руководителей

1. Неискренняя благодарность или широкое обобщение. Совсем не одно и то же – на выходе из кабинета крикнуть «Спасибо!» или обсудить с подчиненным, что для вас ценно в его работе и какую пользу это приносит команде или организации.

Выражения признательности значимы для сотрудников, если они своевременны, уместны и искренни. Пустые похвалы могут восприниматься хуже, чем молчание. Осторожнее нужно быть и с благодарностями всем и каждому. Иногда достижения команды не есть результат одинаковых заслуг всех ее членов, и вы рискуете вызвать отчуждение эффективных сотрудников, если всех поблагодарите одинаково.

2. Пренебрежение стандартными процедурами. Многим занятым менеджерам кажется, что процедуры вроде ежегодной оценки работы персонала, ежеквартальных проверок и выдвижения сотрудников на премии – пустая трата времени. Однако для сотрудников все это важные вехи, по которым они отслеживают свое развитие и свою результативность. Если руководитель отменяет какую-нибудь процедуру, сотрудники зачастую считают, что он не ценит именно их, а не установленные порядки. Если вы собираетесь отклониться от принятых в организации правил, вам нужно как минимум объяснить подчиненным, почему вы это делаете, иначе они могут прийти к выводу, что ваше бездействие выражает ваше отношение к ним.

3. Неожиданные или необъяснимые изменения в ваших методах поощрения. Если вы не уделяли внимания поощрению сотрудников, не старайтесь возместить это с лихвой, иначе ваши старания могут показаться неискренними. Лучше донесите до подчиненных, что вы как руководитель работаете над развитием своих навыков выражения признательности. Спросите, какие поощрения они хотели бы получать. Одним может нравиться, когда их благодарят публично, а у других сама мысль об этом вызывает протест.

Керри Робертс Гибсон – доцент кафедры менеджмента Колледжа Бабсона; Кейт О’Лири – директор по вознаграждениям, выплатам и работе с клиентами в управлении по работе с кадрами Колледжа Бабсона; Джозеф Вайнтрауб – преподаватель менеджмента Колледжа Бабсона.