Найти тему
Землеход

Лыжный туризм - backcountry по-русски. Часть 2.2 Лыжные крепления и обувь для туризма – Специальные крепления.

Оглавление

Это одна из частей серии статей о туристических лыжах. К написанию данного материала меня сподвигло желание подытожить и структурировать для себя свои знания в этой сфере. Ну и конечно поделиться с такими же как я - ищущими ответы на свои вопросы.

В данной части серии речь идёт о креплениях применяемых в комплекте с туристическими лыжами. В первой главе части описывались «универсальные крепления» позволяющие использовать практически любую туристическую обувь в лыжных походах. Вторая глава посвящена «специальным креплениям».

Ссылки на производителей и магазины не являются рекламой, фотографии взяты из сети интернет и личного архива.

СПЕЦИАЛЬНЫЕ КРЕПЛЕНИЯ.

К данной категории лыжных креплений относятся те из них, чья конструкция предполагает использование специальной лыжной обуви.

Этот вариант связки «крепления + ботинки» менее популярен на просторах бывшего СССР в сравнении с применением универсальных креплений. Причин тому несколько:

- Дороговизна комплекта. Сами крепления обычно стоят сравнительно не дорого. Больших вложений требуют ботинки. Стоимость их сопоставима с ценой хорошей треккинговой обуви.

- Отсутствие выбора (или вовсе полное отсутствие любых вариантов) на рынке. Вторая причина вытекает из первой: дорогие решения пользуются меньшим спросом на рынке и поставщики опасаются привозить в страну товар, который у них могут не купить за сезон.

Нужно заметить, что в целом в мире производителей креплений и обуви для лыжного туризма очень невелико – в разы меньше чем производителей креплений и обуви для горных или беговых лыж.

- Малая ремонтопригодность в условиях похода. Помимо креплений появляется второй элемент ненадёжности который может выйти из строя - ответная часть крепления на ботинках.

Поэтому выбирают специальные крепления и обувь обычно спортсмены для которых лыжный туризм не является эпизодичным явлением.

Положительные моменты использования специальных лыжных креплений:

- Большая управляемость лыжами. Более жёсткая фиксация ноги на лыже, конструкция ботинок позволяют лучше чувствовать лыжи.

- Удобство при эксплуатации. Все описываемые ниже виды креплений являются следующим этапом исторического развития лыжного снаряжения после универсальных (в частности тросиковых) креплений. Специальные крепления обеспечивают быстрое «вщёлкивание» и «выщёлкивание» лыж не требующее больших усилий и сноровки у туриста. Это не мало важно при больших психо-эмоциональных нагрузках в зимних походах.

Сразу отмечу, что я не буду рассматривать традиционные варианты связки «обувь+крепления» различных народов мира. Такие как например пьексы у финнов.

1. NN 75 BC (Nordic Norm 75 mm)/3-pin.

Разработаны норвежской фирмой Rottefella в 1971 году. Первые в истории массовые лыжные крепления требующий специальный ботинок. Представляют из себя конструкцию состоящую из металлической площадки с тремя штырьками и подпружиненный фиксатор. У площадки так же имеются боковые ограничители (щёчки). Ботинки в свою очередь имеют передний рант шириной 75 мм с тремя отверстиями со стороны подошвы. Ввиду наличии последних крепления часто именуют 3-pin (англ. пин – штырь, штифт). Площадка комплектуется пластиковым подпятником. Для удобства подъёма в гору (при использовании камуса) подпятник иногда дополняют проволочными скобами увеличивающими его высоту.

В креплениях различают правую и левую ногу.

Ботинок рантом вставляется между щёчек и опускается на штырьки, сверху защёлкивается фиксатор.

Вариант данного крепления предназначенного для туризма имеет в обозначении приписку «BC» (BackCountry). От «беговых» креплений «туристические» будут отличаться более усиленной конструкцией, а ботинки прежде всего высотой ранта. «Беговые» крепления и «туристические» ботинки и наоборот – несовместимы.

Крепления NN 75 BC от Rottefella.
Крепления NN 75 BC от Rottefella.
Ботинок стандарта NN 75 BC от норвежской фирмы Alfa.
Ботинок стандарта NN 75 BC от норвежской фирмы Alfa.
Подошва ботинка стандарта NN 75 BC.
Подошва ботинка стандарта NN 75 BC.
Ботинок стандарта NN 75 BC в креплении.
Ботинок стандарта NN 75 BC в креплении.
NN 75 в «беговых» лыжах давно считается анахронизмом. Возможно Россия и страны бывшего СССР единственное место где их ещё используют в виду своей низкой цены. Для конькового хода ботинок в данных креплениях имеет не достаточную фиксацию от кручения, что ограничивает их использование классическим стилем катания.

При своей простоте конструкции сравнимой с универсальными тросиковыми креплениями NN 75 BC дают хороший контроль лыжами. При этом они менее травмоопасны нежели тросиковые крепления: благодаря ранту ось вращения ботинка относительно лыжи вынесена дальше ступни лыжника, что позволяет снизить крутящий момент оказываемый на голеностоп при падении.

Крепления надёжны и неприхотливы в обслуживании. Встречается поломка фиксатора зажимающего «клюв» ботинка. Связываю это с использованием пластиковых ботинок.

-6

Стоит опасаться намокания креплений с ботинками при отрицательной температуре воздуха (такое в частности возможно при переходе через водоёмы когда под снегом стоит вода). Отверстия в ранте ботинка замерзают и мешают чётко позиционировать себя относительно пинов на креплении.

NN 75 BC использовали и используют для катания в стиле телемарк. Для спуска с горы крепления укомплектовываются тросиком (телеграммом). Данный аксессуар придаёт дополнительную жёсткость в фиксации ботинка, а следовательно ещё больший контроль над лыжей при спуске с горы. На равнине в нём нет смысла.

Крепления с телеграммом и возможностью увеличить высоту подпятника от Voiled. Voile 3-Pin Cable Traverse Telemark Binding.
Крепления с телеграммом и возможностью увеличить высоту подпятника от Voiled. Voile 3-Pin Cable Traverse Telemark Binding.
Стоит упомянуть, что есть ряд креплений формата NN 75 без характерных трёх пинов: от Voile - Switchback, от Rottefella - Riva, 412, Chili, Cobra R4, Cobra R8, от G3 – Targa (некоторые уже не производятся). Они позиционируются как крепления для катания в стиле телемарк, а не как экспедиционные, поэтому применение их в туризме менее распространено.

Обувь под данный стандарт представляет из себя настоящие треккинговые ботинки – в конструкции используются мембрана, подошвы чаще всего Vibram. Выдаёт их лишь специфический передний рант. Многие не приемлют NN 75 именно из-за последнего, так как это не способствует удобству ходьбы без лыж. Так же выдающийся вперёд рант ограничивает в использовании альпинистских кошек: увеличивает общую длину соединительной планки, не даёт достаточно жёсткой фиксации.

Для ботинок NN 75 BC не производятся бахилы – сложности возникают опять же из-за ранта мешающего их закреплению спереди. Умельцы-туристы постоянно что-то мастерят, но обычно это одноразовые (на один поход) изделия. Так же распространён способ прикручивание саморезами (!) бахилы к подошве ботинка. Такая конструкция не является съёмной, но надёжно защищает ботинки от переувлажнения снегом.

Ботинки производятся утеплёнными, что может создавать неудобства с их просушиванием на маршруте или обязует использовать паробарьер.

Крепления NN 75 BC несмотря на всю популярность у туристов-лыжников в последние годы терпит некоторое притеснение у производителей лыжной обуви – модели данного стандарта снимают с производства. Виной всему распространение нового стандарта крепления - NNN, речь о котором и ниже.

Производители креплений:

- Rottefella - Норвегия.

- Voile - США.

Крепления так же выпускаются под брендом Fischer, но по факту это та же Rottefella только с другим ярлычком.

Обувь для данного стандарта производят:

- Rossignol - дорогие, но не очень хорошего качества. Франция.

- Fischer – самые доступные для покупки в России. Австрия.

- Alfa - лидер по производству обуви для лыжных экспедиций из Норвегии.

- Alpina - производитель обуви из Словении. В России известен прежде всего как производитель обуви для беговых лыж.

- Baffin - делают одну единственную модель для экспедиций в высоких широтах. Канада.

- Crispi – крупный производитель обуви из Италии.

- Alico – итальянский производитель обуви. Как и все итальянцы грешит узкой колодкой часто не подходящей восточному европейцу.

- Andrew Rifugio – небольшой итальянский производитель обуви. Редко попадается в магазинах.

В сети находил упоминание что лыжные ботинки стандарта NN 75 BC выпускали такие известные фирмы как Merrell, Asolo, Scarpa и другие.

Помимо «мягкой» обуви на рынке можно найти варианты пластиковых ботинок совместимых с NN 75 BC. Отличительная их особенность: характерная «гармошка» на носу. Но это всё обувь для катания в стиле телемарк и для походов практически не пригодна из-за своей жёсткости. Хотя отечественный турист вновь и вновь пытается приручить подобные ботинки.

В России ботинки стандарта NN 75 производятся только для прогулочного формата. Хотя я считаю это перспективное направление для отечественного производителя, учитывая востребованность.

2. NNN BC (New Nordic Norm).

Разработаны теми же норвежцами из Rottefella в 1985 году.

Представляет из себя пластиковую площадку с двумя направляющими и фиксанора («замка») в основании. Яркой особенностью креплений является наличие флексера – резинового упора в основании крепления в который упирается носок ботинка при толчке. В зависимости от жёсткости резинки регулируется жёсткость управления лыжей, поэтому для разных стилей катания используются резинки разной жёсткости. Крепления могут быть как автоматическими, так и механическими. Первый вариант защёлкивает ботинок при надавливании на фиксатор автоматически. В туризме предпочтительнее использование механической системы ввиду возможного обмерзания механизма и заклинивание ботинок в креплениях.

Крепления Rottefella BC Magnum.
Крепления Rottefella BC Magnum.

В креплениях нет различая между правой и левой ногой.

Ботинок стандарта NNN на носке подошвы имеет выемку в которой установлена металлическая скоба/перекладина/штанга. Именно за этот элемент ботинок крепится к фиксатору крепления. Подошва ботинка имеет свой рисунок, главное в котором - наличие пазов для направляющих в креплении.

Вариант данного крепления предназначенного для туризма имеет в обозначении приписку «BC» (BackCountry). От «беговых» креплений «туристические» будут отличаться более толстой перекладиной у ботинка и соответственно более мощным фиксатором. «Беговые» крепления и «туристические» ботинки и наоборот – несовместимы.

Сравнение подошвы NNN и NNN BC.
Сравнение подошвы NNN и NNN BC.

Крепления стандарта NNN BC несмотря на свой "ненадёжный" внешний вид не менее надёжны нежели NN75 BC. Но если что и случится в полевых условиях, то они не ремонтопригодны.

Боятся снега: имеют свойства забиваться им и замерзать. В походе требуют утренней чистки.

Несмотря на кажущуюся хлипкость скобы в ботинках NNN BC сломать её вряд ли получится. Выход из строя возможен только при разрушении самого ботинка. Скоба может лишь «истончиться» из-за трения в креплении (подобное встречается на беговых ботинках NNN). Но учитывая низкое качество производимой обуви быстрее порвётся верх ботинка чем износится скоба.

Обувь под данный стандарт схожа с ботинками стандарта NN 75 BC, с отличием лишь в подошве. К сожалению последняя не Vibram и рисунок её протектора прежде всего отвечает требованиям креплений.

В ботинках NNN BC так же удобно ходить, как и в простой обуви, нет никаких неудобств при использовании мягких альпинистских кошек. Для них производители шьют различные бахилы и оверботы для передвижения без лыж.

У многих моделей возникают проблемы с использованием альпинистских кошек: плохо сидят, сваливаются с ботинок. Это требует дополнительных ухищрений и технической смекалки от пользователя.

Стандарт NNN прочно вошёл в лыжный мир в виду возможности более жёсткого контроля над лыжами, что в особенности необходимо при коньковом стиле катания. Все разработки последних лет в сфере креплений для беговых лыж базируются на нём. К сожалению, NNN BC вытесняет с рынка стандарт NN 75 BC - всё больше производителей лыжной обуви сокращают количество моделей вторых или вовсе отказываются от их производства.

Производители креплений:

- Rottefella.

На сколько мне известно все остальные бренды производят свои крепления у них же на заводе - меняется лишь шильдик.

Обувь для данного стандарта производят:

- Rossignol.

- Fischer.

- Alfa.

- Lundhags - производитель из Швеции.

- Alpina.

- Crispi.

- Madshus - норвежский производитель лыж и аксессуаров к ним.

3. SNS X-ADV (Salomon Nordic System X-Adventure).

Французская компания Salomon как один из флагманов лыжной индустрии в ответ Норвежцам Rottefella разработала свой стандарт креплений для беговых лыж и назвала его Salomon Nordic System или сокращённо - SNS. Оно имеют практически такой же (для неискушенного обывателя) вид и принцип как и NNN – та же скоба на носу ботинка фиксируемая креплением к лыжам. Разница уловима лишь в рисунке протектора ботинка (в частности продольного желобка), от чего делает их не взаимозаменяемыми – ботинок SNS не встанет в крепление NNN.

Сравнение рисунка подошвы стандартов NNN И SNS.
Сравнение рисунка подошвы стандартов NNN И SNS.
Крепление Salomon SNS X-ADV.
Крепление Salomon SNS X-ADV.

Следуя требованиям рынка на базе SNS было разработано усиленное крепление для походов и экспедиций - SNS X-ADV. С такой же аббревиатурой X-ADV компания выпустила обувь и бэккантри лыжи. Не знаю по каким причинам, но на данный момент развитие в данном направление Salomon полностью прекратил. Можно ещё встретить отдельные экземпляры доживающие у своих владельцев или пылящиеся на складах каких-нибудь магазинов.

Т.к. в отличии от NNN BC обувь под SNS X-ADV выпускал только Salomon, то даже если вы каким-то образом достали такое крепление, то ботинки найдёте вряд ли (а может и наоборот).

Мне попадались на Авито крепления от Fischer стандарта SNS X-ADV, но ботинки кроме как от Salomon не видел.

Упомянул данный стандарт креплений я тут только с целью предостеречь читателя от ненужной покупки.

4. SKI-TOUR.

Дословный перевод с английского Ski-tour – лыжный поход. Зародившейся в Альпах данный вид активности неразрывно связан с горами - т.е. ски-тур на равнине невозможен по определению.

Ski-tour подразумевает не только спуск с горы как в Alpine skiing (как мы оказались на горе не имеет значения), но и самостоятельный подъём на лыжах в эту самую гору.

Обычно ски-тур выезды длятся не более одного дня, подразумевая ночёвку в горной хижине или горнолыжном отеле. Реже – пару дней. Но всегда это какие-то радиальные выходы, а не прохождение линейного маршрута.

Снаряжение для данного вида активности схоже с горнолыжным, но имеет ряд своих особенностей. В частности крепления подразумевают два вида движения: «ходьба» (в горку) с возможностью отрыва пятки ботинка от лыжи и «катание» (с горки) - пятка ботинка жёстко закреплена в креплении.

Ski-tour снаряжение постоянно развивается и на рынке появляются новые стандарты креплений. На данный момент распространены два вида креплений:

- рамные ски-тур крепления (англ. alpine touring frame bindings);

- «пиновые» крепления (англ. pin-tech или tech bindings).

Рамные крепления внешне это практически классические горнолыжные крепления - носок и пятка объединены жёсткой рамой.

Рамные скитур крепления.
Рамные скитур крепления.

«Пиновые» крепления подразумевают наличие металлических штырьков в головке и пятке креплений, которые при встёгивании вставляются в ответные части-закладные в рантах ботинок.

Они более дорогие, но при этом подразумевают под собой более лёгкую конструкцию креплений.

«Пиновые» ски-тур крепления.
«Пиновые» ски-тур крепления.

Помимо прямого назначения ски-тур крепления используют и в лыжном туризме. Наибольшее распространение в странах бывшего СССР получили старые модели рамных креплений (производства VauDe, Diamir, Silvretta и др.). Они позволяют использовать практически любой альпинистский ботинок с рантом, в отличии от современных - требующие специальной ски-тур обуви. Именно поэтому в лыжных походах в высокогорье, с преодолением категорийных перевалов, с восхождениями, где предпочтительнее использование жестких альпинистских кошек данные крепления предпочтительнее. Немаловажно то, что тёплая альпинистская обувь (двойные и тройные ботинки) очень распространена на рынке в отличии от специализированной лыжной обуви.

Горный ботинок в ски-тур креплении.
Горный ботинок в ски-тур креплении.

Главная проблема в использовании подобных креплений – все модели в которые встёгиваются альпинистские ботинки сняты с производства и купить их можно только б/у.

Наибольшее распространение среди туристов получила 404 модель немецкой фирмы Silvretta. Они предполагают точную регулировку по размеру ботинка и автоматическое выстёгивание при падении.

Ски-тур крепления Silveretta 400.
Ски-тур крепления Silveretta 400.

«Пиновые» крепления так же используются туристами, но значительно меньше. Причина тому прежде всего дороговизна комплекта крепление+ботинок, неудобство ботинок при длительной ходьбе без лыж.

Оригинальные самодельные крепления типа «ски-тур» под альпинистский рантованный ботинок сконструировал и успешно применяет Андрей Безруков из Уфы (тот самый, что делает лыжи Шифонеры). Подробно о них он рассказывает на своём YouTube-канале.

5. Rottefella Xplore.

Новинка 2021 года от Rottefella .

Ботинок для данного стандарта идёт с встроенными пинами (штырьками). Пины подпружиненны и при надавливании на них «уходят» внутрь подошвы. Само крепление имеет отверстия куда собственно эти пины и заходят. Высвобождается ботинок путём нажатия на «лягушку» которая вдавливает пины ботинка.

Крепление имеет два вида съёмных флексеров – для подъёма в горку и для спуска.

На подпятнике есть поднимающаяся скоба для увеличения его высоты при подъёмах в горку.

Ботинки под данный стандарт уже представили Alfa (3 модели) и Alpina (1 модель).

В России пока не продаются. О плюсах и минусах можно судить и догадываться по информации из интернета.

На этом у меня - всё. Спасибо за внимание!

Если у вас есть что добавить на данную тему - жду ваши комментарии!

Не забывайте подписываться и ставить «Палец вверх», если вас оставила неравнодушной моя публикация.

Все части данной серии статей:

- Введение.

- Часть 1.1 Лыжи для туризма - Критерии выбора.

- Часть 1.2 Лыжи для туризма - Отечественные производители.

- Часть 1.3 Лыжи для туризма - Иностранные производители.

- Часть 2.1 Лыжные крепления и обувь для туризма - Универсальные крепления.

- Часть 2.2 Лыжные крепления и обувь для туризма - Специальные крепления.