Найти тему
Едем по Москве

ДИРИЖЕР С ПЛОЩАДИ ТВЕРСКОЙ ЗАСТАВЫ

Раньше такую картину на площади Тверской заставы можно было увидеть разве что ранним утром. Теперь - обычное явление. Иногда даже в час пик.
Раньше такую картину на площади Тверской заставы можно было увидеть разве что ранним утром. Теперь - обычное явление. Иногда даже в час пик.

«Четыре минуты с Грузинского вала до 1-го Лесного, и это в час пик!» – радуется как ребенок Константин Антонович, технический директор «Спецдоропроекта», компании, вместе с ЦОДД «сделавшей» Тверскую заставу.

Пробка на Лесной, которая по вечерам тянулась чуть ли до Новослободской, тоже куда-то делась, а вместо нее – всего несколько машин перед выездом на Тверскую. Да и они скоро исчезают. Едет сама Тверская, едет поворот на Бутырскую. Трамваи (про которые пару лет назад говорили, что они поставят здесь намертво все) шныряют с Лесной к вокзалу и обратно, не мешая никому. Едет, несмотря на вечерний час пик, вся площадь Тверской заставы и, самое важное, сама Тверская улица. Самый сложный перекрёсток Москвы. Один из самых сложных перекрёстков в Европе, где у вокзала встречаются 32 направления, в том числе «самая главная улица Москвы».

В чем же секрет?

В «умном перекрестке». Чуть меньше месяца назад по всей площади и на прилегающих дорогах в радиусе примерно 500 м под асфальт уложили 108 индуктивных петлевых детекторов. Индуктивная петля – это такой детектор, который сквозь асфальт «понимает», что сверху приехала машина (или трамвай). Все «петли» связаны в общую сеть. Движением на площади и ближайших 10 светофорных объектах управляют умные дорожные контроллеры, объединённые в одну зону управления. Ей, в свою очередь, руководит система верхнего уровня управления дорожным движением, которую авторы проекта между собой уважительно зовут «Дирижер».

В мозг Дирижера заложены десятки вариантов адаптивных сценариев переключения всех светофоров на площади и соседних объектах (их 125 штук)

Адаптивные – это значит, что они адаптируются к дорожной ситуации, которая происходит прямо сейчас. Приехало откуда-то больше машин, «петли» сообщили «куда надо», компьютер тут же включил нужный сценарий - здесь прибавить, здесь убавить, здесь притормозить. Авария, затык – включил другой. Разъехались – подстроил перекресток под реальность. Плюс, Дирижер постоянно обучается , собирая статистику по транспортным потокам со всех направлений. Это и есть машинное обучение.

«Едем по Москве» с месяц назад, когда «дирижера» только-только выпустили на площадь, поймал момент, когда на Лесной под трамвай выскочила легковушка. «Где же ваш умный перекрёсток», - ехидничали мы.

«А вот!», - торжествует Константин. - Через три минуты, поняв, что трамвай никуда не едет, хотя должен, «дирижёр», согласно алгоритму, переключил сценарий так, чтобы не поставить Тверскую. Ещё через несколько минут трамвай с легковушкой разъехались, и «дирижёр» вернул обычный сценарий буднего дня.

Инфографика: Спецдоропроект
Инфографика: Спецдоропроект

Пустая дорога – машинам будет гореть зеленый свет. А подъезжает, например, трамвай к памятнику Горькому – петля уже «в курсе» - и пешеходам перед остановкой загорается зеленый. Чистое волшебство.

- Это еще что, - говорит АнтонОвич, - совместно с ЦОДД придумали и потом научились - не здесь, правда, на экспериментальных участках, «тормозить» тех, кто едет с превышением скорости. Проехал водитель между не с разрешёнными 60 км/ч, а с 80 км/ч, а мы ему на три секунды на следующем светофоре включили красный. Ругаются, жалобы пишут, что светофор сломался. А не надо превышать.

Лекарство от перекрытий

С «дирижером» на Тверской Заставе удалось «победить» даже неизбежное - последствия перекрытий из-за проезда сильных мира сего. Все как раньше - при приближении кортежей сотрудники ГИБДД берут управление перекрёстком на себя, но в это время площадь не встаёт колом на километр во всех направлениях. «Дирижёр» плавно сдерживает и перераспределяет потоки, оставляя свободными подступы к Тверской заставе. Как только движением откроют, он быстро выпустит всех, кому пришлось притормозить на Лесной, Бутырской, Грузинском валу. Секрет в том, что площадь остаётся свободной, поэтому все быстро разъезжаются. Раньше в аналогичных ситуациях пробки затягивались на час, а то и дольше.

Почему именно петли?

Почему не радары, почему не камеры?

«Вот почему» - Константин открывает айпед с трансляцией видео с камеры, висящий на Тверской. Дождь пошёл, и ничего не видно. Даже одна капля на стекле делает невозможным измерение потока, а значит компьютер примет не верное решение. А что бы было с камерами зимой!

Инфографика: Спецдорпроект
Инфографика: Спецдорпроект

Индукционной петле ничего не страшно, даже фреза машины, срезающей асфальт - она берет 7 см, датчики закапывают на 15 см - с большим запасом.

В цифрах

Зелёный Светофор на Брестской улице теперь горит 60 секунд, и все едут. Раньше горел 30, и все в основном стояли. Минимальное повышение пропускной способности каждого перекрёстка после установки индукционных петель - 20%. Меньше не было ни разу.

За счёт технологии «Умный перекрёсток» наземный транспорт в разы лучше соблюдает график и на каждом маршруте, который проходит через Тверскую заставу, минимум на 10% можно уменьшить количество автобусов, трамваев или электробусов, чтобы пустить их в других районах, при этом, на существующих маршрутах соблюдение интервалов движения будет соблюдено, за счет обеспечения приоритета проезда общественного транспорта.

Технология, конечно, в первую очередь заточена под то, чтобы давать приоритет общественному транспорту (петлями, например, оборудованы все перекрестки, по которым проезжают трамваи). Но на самом деле, от нее выигрывают все.

На всех умных перекрестках – и Тверской заставе в том числе - нет того, что бесит водителей даже больше пробок - необходимости стоять на красный свет перед пустой дорогой. Умный и очень рациональный перекресток этого просто не может допустить.

Напомним, про все оперативные транспортные новости Москвы, вы можете узнавать в телеграм-канале «Едем по Москве»