Настоящей советской звезде, королеве сцены, эстрады и наших сердец сегодня могло бы исполниться 85 лет. Людмила Гурченко за свою плодотворную карьеру успела сыграть у лучших режиссеров советского кино и создать целый ряд ярких образов. Мы вспоминаем легендарную артистку и ее творческой путь в нашей статье. Приятного чтения!
Музыкальное детство
«Я родилась в музыкальное время», — говорила Людмила Марковна Гурченко. Может быть, поэтому актриса долгое время представала именно в ярких образах, наполненных музыкой, песнями, блеском глаз. Но драматический талант Гурченко подарил кинематографу большие серьезные роли. Только не сразу. «Она обогнала время, — считал режиссер Алексей Герман, — и ей пришлось подождать».
Марк Гурченко в собственном арсенале имён для девочек держал несколько вариантов: Кима, Искра, Сталина, Владлена. Однако нарекли малышку Люси, что по-нашему звучит Людмила. Молодой отец остановил выбор на таком имени, посмотрев фильм «Акулы Нью-Йорка».
Люся родилась в украинском городе Харьков. Родителями её были необычные люди: мама — дворянка с музыкальным образованием, а отец простой батрак. На момент рождения девочки мать работала в местной филармонии вместе с мужем. Он играл на баяне, принимал участие в утренниках в дошкольных учреждениях и школах, а также проводил мероприятия на заводах.
Елена Симонова-Гурченко активно принимала участие в культурно-общественной жизни мужа, помогала ему. К слову, в школе она так и не доучилась из-за рождения дочери. В доме всегда было много друзей и приятелей, ведь семья отличалась гостеприимностью. Талант Людочки проявился во время домашних концертов: она с удовольствием и без доли стеснения выступала перед гостями: танцевала, декламировала стихи. Первый заработанный «гонорар» в довоенное время был в особенной валюте — ей платили конфетами.
Война
Я знала, что теперь я маму голодной не оставлю. Я тоже вышла на работу. Вскоре при моем появлении немцы оживлялись и называли меня Лючия.
В автобиографической книге Людмила Марковна вспоминает отца самыми тёплыми словами, а особенно трогательно описывает свои эмоции. По словам автора они пропали после того, как папа ушёл на фронт с баяном. Семейное гнездо покинули радость, веселье и атмосфера беззаботности. Первого мая женщины оказались в населённом пункте, оккупированном немецкими захватчиками. Возле места проживания семьи расположилась вражеская часть, а Люда пела «Катюшу» за продукты. Так можно было не умереть с голоду. Спустя время Гурченко устроилась на работу. Когда она шла домой германские солдаты радовались и называли ее Лючией.
После освобождения Харькова Люда пошла в школу. Учиться ей нравилось, но девочка решила не останавливаться на достигнутом и через год была зачислена в музыкальную школу по классу детского голоса. Отец в своё время учил её не смотреть на окружающих и не стесняться проявлять творческие способности. Прислушавшись к рекомендациям, девушка поступила, куда хотела. Она не мечтала быть артисткой, просто выбрала то, что ей нравилось и что у нее получалось.
Все меня интересовало настолько, насколько это могло быть полезным в моей будущей профессии. Отбор происходил чисто интуитивно: хочу, нравится, люблю.
Переезд в Москву
После учёбы в школе Гурченко поехала с аккордеоном за плечами в Москву, намереваясь связать своё будущее с музыкой. Выпускница стала студенткой ВГИК. С первой ролью драматического плана актриса отлично справилась во время обучения на 3-м курсе. Людмила играла Амалию в «Разбойниках» Шиллера. Такая практика способствовала вхождению в реалистическую школу именитых педагогов.
Первым драматическим фильмом Людмилы была «Дорога правды». Узнавать актрису начали после выхода музыкальной комедии «Карнавальная ночь», которая побила все рекорды проката. В кассах раскупили больше сорока восьми миллионов билетов.адр из кинофильма «Сердце бьётся вновь».
Какое счастье я испытала, когда в черном платье, с белой муфточкой пела «Песню о хорошем настроении»! Ведь именно об этом я мечтала в те голодные и страшные вечера в детстве, когда мы с тетей Валей в упоении, среди боа и вееров, мурлыкали мелодии из «Большого вальса»… «Карнавальная ночь» — это итог моей двадцатилетней жизни с родителями. И больше я такой не была. Никогда. Потому что на следующий же день после выхода картины на экраны на меня обрушилась слава…
Кинорутина
Вдохновившись успехом молодой студентки, творческая группа сделала ставку на музыкальный фильм под «Девушка с гитарой». Произошло непредвиденное! Людмила Гурченко на десятилетие превратилась в актрису лёгкого жанра. Многочисленные главные роли не приносили былой популярности, фильмы не становились рейтинговыми. Были и небольшие роли — в картине «Женитьба Бальзаминова», «Корона Российской империи», «Белый взрыв».
«Жестокость есть в том, что в самый лучший период, когда расцвет человека, женщины, когда есть здоровье, и… десять лет не сниматься! Разве после этого что-то может быть страшней?» — говорила об этом периоде в своем творчестве Людмила Гурченко.
Драматургия
Неповторимый музыкально-комедийный талант не затмил драматический дар Людмилы Гурченко. Режиссёры начали приглашать на съёмки, но не все предложения удалось принять. Дав согласие на главную роль в «Мама», пришлось отказаться от сотрудничества с Никитой Михалковым. Он видел Гурченко в образе генеральской супруги в «Неоконченной пьесе для механического пианино».
Съёмки в «Маме» принесли успех фильму. Для Людмилы Марковны настали сложные времена: проблемы со здоровьем, неблагополучная атмосфера в семье, непонимание коллег. Олег Попов во время съёмок эпизода на катке упал на актрису, в результате чего ей диагностировали перелом ноги. Предстояла сложнейшая операция и длительный реабилитационный период. После перенесённой травмы артистка в течение длительного времени не могла участвовать в танцевальных номерах.
Феерическим возвращением на большую сцену стала роль Анны в фильме «Старые стены». Запоминающимся стал «Вокзал для двоих», после выхода которого зрители плакали. Оценили кинолюбители ленту «Любимая женщина механика Гаврилова», а также «Полёты во сне и наяву». Ставшая культовой мелодрама «Любовь и голуби» произвела настоящий фурор среди зрителей. Все мы увидели другую Гурченко, умеющую печалиться, а не только веселить зрителей песнями и плясками.
Не фильмами едиными
Больше пятидесяти лет жизни Людмила Марковна отдала кинематографу, параллельно работая на театральных подмостках. В её арсенале были «Современник», Школа современной пьесы, знаменитый Театр Антона Чехова и Московский театр сатиры. Гурченко выпускала пластинки, была автором книг, сочиняла музыкальные композиции, получала разнообразные звания, её награждали орденами и премией ООН. Работа не мешала бурной личной жизни. Знаменитость сменила шесть мужей, с каждым из которых состояла в официальных браках. Попробовала собственные силы актриса в режиссуре. Стала символом фестиваля «Окно в Европу» уже посмертно. Помнят талантливую артистку до сегодняшнего дня.
Читайте и другие статьи о советском кино по ссылкам:
Леонид Гайдай и Нина Гребешкова. Любовь как в кино
История «Белорусского вокзала»
Спасибо за внимание, друзья! Подписываетесь на канал, мы подготовили для вас много интересного. Коллекция «Мосфильма» огромна – яркое найдётся для каждого.
#юбилей #гурченко #биография #кино #советское #мосфильм