Найти тему
Школа Шахмат Шувалова

Шахматы как метафора в картинах Самюэля БАКА

Оглавление

Герой сегодняшнего очерка - Сэмюэл Бак - концептуальный художник с элементами постмодернизма, использующий различные стили и визуальные наречия: сюрреализм, аналитический кубизм, поп-арт в сочетании со стилем старых мастеров.

Самюэл Бак
Самюэл Бак

Художник часто использует аллегории, метафоры и такие художественные приемы, как подмена: на его полотнах шахматные фигуры заменяют фигуры людей. Бак помещает пешек, коней, слонов, ладей, ферзей и королей в сюрреалистическую обстановку. Шахматные доски драматически включены в земную естественную местность. Возвышенное и прекрасное работают вместе в картинах Бака, создавая образы личного триумфа и поражения.

Игра в шахматы - с ее богатством, сложностью и едва сдерживаемым насилием - это экстраординарная метафора человеческого состояния. Некоторые из наиболее важных писателей-фантастов и поэтов последних двух столетий - Набоков, Борхес, Толстой, Канетти, Алейхем, Элиот и другие - полностью осознали сверхъестественную способность шахмат представлять противоречия, борьбу и надежды человеческого общества. Сэмюэл Бак сделал визуально то, что некоторые из лучших писателей сделали вербально - использовал шахматы в качестве средства для исследования разрушенности нашего мира.

Биография

Сэмюэл Бак родился 12 августа 1933 года в Вильно ( с 10.10.1939 года - Вильнюс). Его художественный талант получил признание уже в раннем возрасте. В пять лет он пообещал своему деду Арно Наделю (еврейский поэт, музыкант и художник) посвятить свою жизнь искусству. Нацистская оккупация Вильно в 1940 году прервала те ранние устремления. Тем не менее, Бак смог провести свою первую выставку рисунков в гетто Вильно в 1942 году. Бак был одним из 150 евреев в Вильне, которые пережили войну - из еврейской общины из 80000 человек. Травма Холокоста оказала огромное влияние на последующие художественные произведения Бака.

Мне было лет 13, когда я впервые нарисовал большую акварель с шахматными фигурами. Моя мать и я были в лагере для военнопленных в Германии. Моя мать была вдовой. Она встретила выжившего из Дахау, за которого позже вышла замуж. Он научил меня играть в шахматы. Натан потерял жену и двух дочерей в гетто. Очень уважаемый человек в сообществе выживших, он был чувствителен, спокоен и мягко говорил. Каждую ночь мы просыпались от криков его ночных кошмаров. Они мучали его до конца дней. Но днем он любил часами сидеть над шахматными задачами, которые сам придумывал и решал для себя. До войны Натан был известным шахматистом в Литве.
Акварель, которую я нарисовала, была для него. На ней были изображены какие-то дикие ученые, которые проводили нелепые эксперименты над шахматными фигурами в химической лаборатории. Несправедливый, непредсказуемый, дикий мир, в котором мы жили, казался мне уже здесь: странное место для логического, рационального, тщательно изучающего набора правил, определяющих борьбу за власть в шахматах...

В 1948 году, ему и его матери было разрешено эмигрировать в Израиль, а спустя четыре года он изучал искусство в Веселеил Академии Художеств и Дизайна в Иерусалиме. После долгих переездов по миру ( Нью-Йорк, Израиль, Париж, Швейцария), где он жил и работал, в 1993 году Сэмюэль Бак поселился в Бостоне, Массачусетс. Впервые он приехал в свой родной Вильнюс в 2001 году, в этом же году вышла его книга "Мемуары", которая была напечатана на четырех языках. Работы художника сложные их трудно описать. Сейчас художнику 87 лет, он продолжает работать и создает свой визуальный язык, чтобы напомнить миру о своих самых отчаянных мгновениях. Работы находятся в постоянной экспозиции Pucker Gallery в Бостоне, так же в ведущих музеях и галереях мира.

Многие работы Бака были посвящены шахматам.

С чисто живописной точки зрения, это тема, которая позволяет мне воссоздать трехмерный мир, в который я могу вкрапить игру цветов, света, тени, атмосферы и различных настроений. Все это служит рамкой, содержащей метафоры существования, борьбы, победы или поражения.
Тот, кто играет в шахматы, хорошо знает, насколько важным может стать неважное. Но если вы используете логику, если у вас есть план, если вы можете угадать планы вашего соперника, тогда у вас есть выбор. Если вы совершаете ошибку, вы должны принять последствия. Все рационально.
Как все это отличается от реальной жизни...
Существует такая вещь, как внутреннее видение. Это видение позволяет мне создавать образы на бумаге или на холсте. Откуда берутся эти образы? В поисках Темной стороны Луны, иррациональных элементов жизни я отправляюсь в путешествие по незнакомой стране. Как будто существует такая вещь, как доисторические шахматы. Как будто существует мир шахматной мифологии, который посылает неясные оракулы о правилах игры. Вопросов гораздо больше, чем ответов.

Понравилась статья? Не забывай подписаться и поставить лайк ❤

Читайте также:

Россиянка переехала в Румынию, чтобы писать картины о шахматах

Чем меня огорчил финал сериала "Ход королевы"?