Виной всему стала народная игра СССР-домино. (Кстати, любимая игра Л.И. Брежнева) На базе домино было придумано множество настольных игр и головоломок, которые с 60х годов выпускала советская промышленность. Одна из них, "Тетрамино", и заинтересовала программиста Академии Наук СССР Алексея Пажитнова .
На базе этой головоломки Алексей в 1984 году написал игру "Тетрис" для микро ЭВМ "Электроника-60". Игра пришлась по душе и распространилась среди программистов. Вадим Герасимов, 16 летний школьник, доработал программу для IBM PC.
В конце того же года Пажитнова разыскал Роберт Стейн, глава британской фирмы Andromeda, специализирующийся на создании компьютерных программ. Неизвестно о чем они договаривались, но вскоре Стейн объявляет себя правообладателем и перепродает права на игру "Тетрис" фирме Mirrorsoft. Mirrorsoft перепродает права на игру фирме Bullet-Proof Software, а они начинают переговоры о продаже прав японской компании Nintendo.
Вот тут то все участники прибыльной торговли узнают, что у Роберта Стейна нет письменного договора с Пажитновым, а юридически права на игру принадлежат государственной компании СССР "Электроноргтехника". Пришлось всем участникам ехать в Москву - договариваться с правообладателем. В компании "Электроноргтехника", узнав о приключениях "КупиПродайцев", посылают всех посредников "прогуляться лесом" и заключают прямой договор с Nintendo. Японцы начинают продавать картриджи с "Тетрис" для игровой приставки Famicom (Family Computer-домашний компьютер)
Остальные участники и не думали сдаваться: Spectrum Holobyte продавала «Тетрис» для IBM PC и Commodore 64, Atari Games начал продажи своей версии игры под названием TETЯIS, утверждая, что купили лицензию в СССР.
Практически началась юридическая война между компаниями Британии, США и Японии. Страсти накалились до такой степени, что проблема обсуждалась на уровне правительство Британии и СССР
Неизвестно, сколько дров наломали бы еще участники в этой битве, но 15 июня 1989 года, судья округа Калифорния Ферн Смит (Fern Smith) ставит точку в споре, признав права на игру за японским Nintendo.
Вскоре Nintendo начинает продажи карманной игровой приставки Game Boy, где в числе первых шести игр был и «Тетрис».
Всего было продано около 120 миллионов штук игровых консолей Game Boy. Этот рекорд тиража не побит до сих пор. В те же годы продавались другие игровые консоли Atari Lynx, Sega Game Gear, NEC TurboExpress, но никто из них даже близко не смог повторить продажи Game Boy.
Однако в СССР, а позже и в России эти игровые приставки не получили популярности, в первую очередь из за высокой цены 80-250 долларов. Да и очень уж они были прожорливы: Game Boy "съедал" 4 батарейки за 12-15 часов, а остальным 6 батареек хватало на 4-5 часов.
К счастью российских детей, подсуетились китайцы и наладили выпуск игровых консолей Brick Game.
Причем в первых приставках было всего две игры: "Тетрис" и "Змейка". 4 пальчиковые батарейки расходовались очень быстро, поэтому звук отключали всегда. Вскоре появилась версия игрушки с 8 играми, для питания требовалось всего 2 батарейки и цена начала снижаться на глазах. Вот тогда и началась игровая эпидемия в России. И стар и млад часами тыкали в кнопочки консоли, гоняя игру "Тетрис" .
Довольно удачно сложилась судьба разработчика игры Алексея Пажитнова. Во многом благодаря помощи нидерландского предпринимателя Хэнка Роджерса. Именно он провел успешные переговоры с "Электроноргтехника" от имени Nintendo. В 1988 году он помог Пажитнову и Похилко организовать в Москве фирму AnimaTek, которая успешно работает до сих пор. В 1991 году помог Алексею переехал на ПМЖ в США и организовать там фирму The Tetris Company LLC. С 1996 года Пажитнов начал получать отчисления с продаж игры и за использование бренда "Тетрис".
Не знаю какие условия предложила ему компания Microsoft, но в 1996 г. Алексей Пажитнов пошел работать "на дядю" Билла Гейтса, в группу разработчиков компьютерных головоломок. В сентябре 1999 г. Microsoft выпустила серию головоломок Pandora’s Box, но особым успехом они не пользовались.
Хоть Алексей Пажитнов и не стал миллионером, но хорошо, что не повторил судьбу других участников "Тетрисовой войны": в 1991 году при невыясненных обстоятельствах погиб медиа-магнат Роберт Максвелл, воевавший с Nintendo за права на "Тетрис". Погиб и президент AnimaTek Владимир Похилко, переехавший на ПМЖ в США . В 1998 году его вместе с женой и сыном убили неизвестные в собственном доме в Пало-Альто.
Игра "Тетрис" до сих пор пользуется популярностью. По утверждению The Tetris Company число платных скачиваний для смартфонов превысило 500 миллионов. Китайцы так же продолжают штамповать игровые консоли. Причем Brick Game в классическом корпусе стоит 300 рублей, а миниатюрная версия всего 150 рублей.
Рекомендую еще интересные и познавательные статьи:
-Сколько фирм- производителей телевизоров разорилось в США
-Почему США и Япония пользовались совершенно другими аудиокассетами.
-Почему телевизоры в СССР делали на 12 каналов, а показывало всего 2 программы