14 ноября помощник госсекретаря США по международной безопасности Кристофер Форд заявил:
"Тревожным сигналом стала разработка в России необитаемых подводных аппаратов "Посейдон" с ядерной энергоустановкой, которые, по всей видимости, предполагается оснастить ядерными боеголовками мощностью несколько мегатонн и запускать в океан во время военного конфликта, чтобы обрушить на прибрежные города США радиоактивное цунами. Такая концепция вызывает серьезные вопросы относительно того, может ли она быть применена в соответствии с международными правовыми нормами и принципами".
То есть скинуть боеголовку на голову это нормально и соответствует международным правовым нормам, а отправить боеголовку океанической беспилотной "почтой" уже нет. Чего же так испугался Госдеп США?
«Посейдон» (он же «Статус-6», он же «Kanyon» по классификации НАТО) — подводный беспилотный носитель ядерного боеприпаса, который приводится в движение ядерной энергоустановкой. Фактически это ядерная торпеда с неограниченной дальностью действия.
Кроме радиоактивного заражения данный вид вооружения обладает катастрофическим по силе поражающим фактором — применение "Посейдона" создает искусственное мегацунами с высотой волны от 300 до 500 метров, которая проникает вглубь материка (в условиях равнинной местности) до 500 км!
Чем это грозит США?
На карте плотности населения мы видим, что основная масса людей проживает в восточной части страны, концентрируясь в прибрежных районах:
Западная половина США вообще кажется пустой, и 90% населения там также концентрируется на узкой полоске побережья.
Таким образом, в случае успешного применения "Посейдона", США теряет практически всё — большую часть населения, самые инфраструктурно и экономически развитые районы.
История примечательна еще и тем, что применение подобного оружия против России не влечет за собой таких катастрофических последствий в силу географического положения. Основные промышленные центры и крупные города России расположены далеко от побережья морей и океанов. Сравнимый по масштабам эффект можно достичь только ядерной бомбардировкой с воздуха. Однако Россия обладает средствами противоракетной обороны, которые стоят на вооружении и развиваются уже многие десятки лет, а ядерные подводные беспилотники — явление новое, и средств борьбы с ними у США пока нет.
Также "Посейдон", в силу своей новизны, не подпадает ни под какие ограничительные меры. Когда писались международные или двухсторонние договоры об ограничении ядерного вооружения, технических возможностей создания подобного "Посейдону" оружия просто не существовало.
В том, что такое оружие у России есть, не сомневается уже никто, в том числе и Пентагон. В декабре 2016 года американская разведка сообщила о практических испытаниях "Посейдона", запущенного российской подводной лодкой двумя неделями ранее. В 2018 году Пентагон официально включил "Посейдон" в ядерную триаду России через отчёт о стратегических угрозах для США Nuclear Posture Review.
Кроме того, «Статус-6» заявлен как «многоцелевой самоходный подводный аппарат», способный выполнять и иные задачи от разведывательных до ударных ("Посейдон" сам может комплектоваться торпедами и минами меньшего размера).
Вот такой несимметричный ход приготовила Россия в ответ на проблему повсеместного распространения ПРО США. Инфраструктура и оборудование которой, с появлением на свет "Посейдона", в один миг превратились в дорогущую кучу бесполезного хлама.